Измайловский парк (прежнее название — Парк имени Сталина) — один из самых больших парков Москвы. Занимает площадь 1534 Га. Парк состоит из двух частей: Измайловский ПКиО и лесопарк «Измайлово», которые разделены Главной аллеей. Южнее шоссе Энтузиастов расположен примыкающий к Измайловскому парку Терлецкий лесопарк...
Измайловский парк
ОВ 1571—1585 это была усадьба боярина Н. Р. Захарина-Юрьева. В 1585—1654 владельцы — его потомки Романовы, затем это место принадлежит дворцовому ведомству (1654—1837), а с 1663 вотчина царя Алексея Михайловича, где была создана обширная загородная резиденция. На речке Серебрянке сооружен пруд в виде водного кольца, с большим островом посредине, на котором был построен государев двор с дворцом, остатки его существовали до 1855. В 1676 возводится Рождественская церковь, в 1679 Рождественский собор. Создается ограда и двое ворот. В усадьбе Алексея Михайловича было несколько садов: Виноградный, Аптекарский, Тутовый; также ягодники, огороды, разводили хмель. Стояло много различных служебных и хозяйственных построек, в том числе пчельник, мельница, оранжереи, стекольный завод, льняная мануфактура.Садовый комплекс имел планировку с элементами регулярного стиля. В саду работали как русские, так и иностранные мастера. Кроме плодовых деревьев и кустарников высаживались и декоративные виды, были цветники. В середине XIX века ещё сохранялись липовые аллеи, посаженные по преданию Алексеем Михайловичем. В садах проводились опытные работы по разведению южных растений. Петр I проводил в Измайлове потешные игры. До настоящего времени частично сохранились земляные редуты. По приказу Петра Первого на Серебрянке была сооружена Просянская (Жуковская) плотина, остатки которой сохраняются и известны посетителям как «холмы» или «дамба», позволившая испытывать в наполненном Просяном пруду (ныне осушен) найденный им в Измайлове и восстановленный ботик «Святой Николай».
Кремль в Измайлово — культурно-развлекательный комплекс. Инициатором воссоздания царской усадьбы в Измайлово как центра русской культуры стал А. Ф. Ушаков, который в 1998 году представил московским властям проект строительства этого комплекса; проект был утверждён, и в том же году начались строительные и реставрационные работы. При поддержке префектуры Восточного административного округа был возведён архитектурный ансамбль с белокаменным дворцом и деревянными теремами. Окружённый цветными башнями, в нём возвышается Дворец русской трапезы — архитектурная фантазия, выдержанная в стиле русского искусства XVII века и, прежде всего, работ Симона Ушакова и деревянного дворца в Коломенском. В 2003 году А. Ф. Ушаков и М. В. Алексеева основали культурно-развлекательный комплекс «Кремль в Измайлово». На территории кремля действует несколько музеев и производственно-художественных мастерских (центр ремесел «Русское Подворье»). Работает Дворец бракосочетаний и свадебное агентство. Залы Дворца российской трапезы сдаются в аренду для проведения торжественных мероприятий. Также в культурно-развлекательный комплекс входит рынок предметов декоративно-прикладного искусства, изделий народных промыслов, сувениров и антиквариата «Вернисаж в Измайлово».
Терлецкий парк
Терлецкий парк (Терлецкая дубрава) — лесной массив площадью 141 гектар, расположенный в Восточном административном округе Москвы на территории районов Перово и Ивановское. Его границы определены улицей Металлургов, Напольным проездом, Свободным проспектом и шоссе Энтузиастов. Часть территории лесопарка — памятник садово-паркового искусства XVIII века. В парке расположены Терлецкие пруды. Рядом с парком находится Измайловский парк — особо охраняемая природная территория регионального значения.Официально парк начал существовать в 1972 году (вместе с началом строительства микрорайона Ивановское). Тогда Терлецкую дубраву выделили из Измайловского парка. Название хранит память о генерале Александре Торлецком, приобретшем и обустраивавшем эту местность (тогда подмосковную) в начале XX века. Часть аллеи (ближе к спасательной станции), которая идёт от Свободного проспекта, раньше была Владимирским трактом. В 1977—1978 годах часть парка, являющаяся памятником садово-паркового искусства XVIII века, была реконструирована. Начиная с 1994 года, когда на территории парка был основан Военно-патриотический клуб «Виктория», Терлецкий парк стал местом базирования экстремистской организации Русское национальное единство. По сообщениям прессы, в парке проходили еженедельные занятия по строевой подготовке и самообороне, а также раздача агитационной литературы. В декабре 1998 года, накануне Второго съезда РНЕ, власти закрыли штаб РНЕ «за нарушение пожарной безопасности».
В 2007 году была проведена реконструкция парка. Были сделаны зоны отдыха, сооружены спортивные площадки. Терлецкие пруды благоустроили. В 2009 году в парке были установлены две скульптуры работы Салавата Щербакова, изображающие ямщика и военного инструктора с собакой. Памятники напоминают об истории парка: Владимирском тракте и школе служебного собаководства Красной Армии, располагавшейся на современной территории парка.
На юго-востоке Терлецкого комплекса сохранилась реликтовая дубрава, возраст отдельных деревьев — более 300 лет. В парке преобладают деревья лиственных пород: липа, клён, берёза, ольха чёрная. Также в парке произрастают сосны. Средний возраст деревьев парка — 60 лет. На территории парка расположен каскад из пяти Терлецких прудов на реке Серебрянке. Пруды были образованы в период с XVIII века до начала XX века. Общая площадь прудов составляет 11,6 га, средняя глубина — 2 м. Терлецкие пруды объявлены памятником природы. Летом здесь встречаются утки и нырки. В 2012 году в Терлецкой дубраве планировали открыть мини-зоопарк с лесными животными.
Триумфальная арка
Московские Триумфальные ворота — триумфальная арка в Москве. Впервые сооружены в 1829—1834 годах по проекту архитектора О. И. Бове на площади Тверская Застава в честь победы русского народа в Отечественной войне 1812 года. Разобраны в 1936 году. Копия ворот сооружена в 1966—1968 годах по проекту В. Я. Либсона на Кутузовском проспекте, ныне — площади Победы в районе Поклонной горы. Ближайшая станция метро — «Парк Победы». Триумфальные ворота отнесены к категории объектов культурного наследия регионального значения.Дюссельдорфский парк
Дюссельдорфский парк (прежнее название — Парк 10-го микрорайона Марьинского Парка) — парк в Юго-Восточном округе Москвы, в районе Марьино. Расположен на пересечении Перервинского бульвара, улиц Белореченской и Новомарьинской. Основан в 2006 году и поначалу назывался парком 10-го микрорайона Марьинского Парка. Нынешнее название получил 20 января 2009 года в честь многолетних партнёрских отношений Москвы с Дюссельдорфом (Северный Рейн-Вестфалия), ставшим городом-побратимом Москвы ещё в 1992 году. Над созданием парка работали приглашённые из Германии ландшафтные дизайнеры и строители. Парк представляет собой насыпной холм с высаженными деревьями и искусственным прудом. При строительстве парка были использованы элементы архитектурного и ландшафтного дизайна, свойственного немецким городам. В центре парка установлен символ Дюссельдорфа — радшлегер (Radschlager), скульптура мальчика, делающего переворот колесом. Также на его территории расположены современный велотрек и небольшой зверинец с кроликами, козами и совой.Патриаршие пруды
Патриаршие пруды — общее название единственного из сохранившихся до нашего времени пруда, окружающего его сквера и жилого микрорайона, расположенного в Центральном административном округе города Москвы на территории Пресненского района. Микрорайон находится вблизи Садового кольца между Малой Бронной улицей, Большим Патриаршим переулком, Малым Патриаршим переулком и Ермолаевским переулком.Когда-то на этом месте располагалось Козье болото (от которого получили своё название Большой и Малый Козихинские переулки). По одной из версий, Козьим это болото называлось от находившегося поблизости Козьего двора, с которого отправлялась шерсть к царскому и патриаршему дворам. Из Козьего болота вытекал ручей Черторый, а также левые притоки реки Пресни — Бубна, образовавшая Пресненские пруды на территории Зоопарка, и Кабанка (Кабаниха).
Действие романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» начинается на Патриарших прудах: «Однажды весною, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах, появились два гражданина» — именно здесь и попадает под трамвай Берлиоз, «поворачивающий по новопроложенной линии с Ермолаевского на Бронную, (…) и под решётку Патриаршей аллеи выбросило на булыжный откос круглый тёмный предмет. Скатившись с этого откоса, он запрыгал по булыжникам Бронной. Это была отрезанная голова Берлиоза». Однако на описанном в романе месте трамвайных путей никогда не было. Но в одном из проектов памятника Булгакову на Патриарших прудах, представленных на конкурс в 1999 году, предлагалось (цитата) «организовать дополнительный вход в парк на гипотетическом месте гибели Берлиоза с воссозданием реалий романа (фрагмента трамвайных путей, турникета, булыжного мощения и т. д.)» Ближайший к Патриаршим прудам трамвай проходил по Садовой улице, где в доме № 10 находилась «нехорошая» первая московская квартира Булгакова № 50.
Парк Сокольники
В XIV–XV вв. на месте нынешнего парка «Сокольники» был густой девственный лес. В лесу проходила Стромынская дорога из Москвы через Черкизово в село Стромынь, лежавшее в 60 км к востоку, и в город Суздаль. По преданию, по этой дороге в 1382 г., когда к Москве подходил хан Тохтамыш, ушел на север собирать войска Дмитрий Донской. В XV в. территория московских Сокольников была местом великокняжеской соколиной охоты, получившей особенно большое распространение в XVII в., в период царствования Алексея Михайловича. В Сокольниках любили проводить время императоры Петр I и Александр I. Здесь молодые цари устраивали шумные приемы для друзей. Впоследствии Сокольники стали местом традиционных гуляний московской знати и народа.Чистые пруды
Чистые пруды, официально также Чистый пруд — пруд в Москве. Исторически у стен Белого города; с XVIII века — на Чистопрудном бульваре. Это название также носит и парковая зона на бульваре. Чистый пруд известен с XVII века как Поганые болота или «Поганая лужа» (в него сбрасывались отходы располагавшихся неподалеку мясных лавок и боен). Из пруда вытекала река Рачка, протекавшая на юг и впадавшая в реку Москву у будущего Воспитательного дома. В начале XVIII века А. Д. Меншиков, у которого рядом было имение, приказал вычистить его и с того времени он получил название Чистый пруд или Чистые пруды. На протяжении всего XX века Чистые пруды использовались как каток зимой и для лодочных прогулок летом. В 1990 году название «Чистые пруды» получила станция московского метрополитена (в 1935—1990 годах — «Кировская»). Начиная с 1990-х Чистые пруды стали знаменитым на всю Россию культовым «тусовочным» местом столицы, где собирается богема и неформальные группы, любители альтернативной музыки, в том числе рокеры, металлисты, панки, готы, иногда скинхеды. Обычно отдыхающие люди встречаются у памятника Александру Грибоедову, пьют пиво и другие алкогольные напитки «на травке», лавочках и у фонтана в западной части Чистопрудного бульвара и называют это место «ЧП», «Чистаки» или просто «Чистые». Также, являются постоянным местом всевозможных политических митингов и празднований футбольных побед. Часто становятся местом проведения всевозможных флешмоб-акций. В зимний период пруд используется как стихийный ледовый каток.Парк Коломенское
Коломенское — бывшая царская резиденция и вотчина, подмосковное село; ныне — государственный художественный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник. Расположен к югу от центра Москвы, занимает территорию 390 га; входит в Московский государственный объединённый музей-заповедник «Коломенское — Лефортово — Люблино — Измайлово». В Коломенском, в храме Казанской иконы Божьей Матери, пребывает одна из почитаемых в современной России икон Богородицы — «Державная».Село Коломенское, находившееся на дороге из Москвы в Коломну, было основано, по преданию, жителями города Коломны, бежавшими от Батыя. Первое письменное упоминание — в духовной грамоте (завещании) Ивана Калиты в 1336 г. Изначально это была вотчина московских великих князей, затем царей. Василий III построил здесь в 1528—1532 годах знаменитую шатровую церковь Вознесения (вероятно, заложена для моления о чадородии). В статьях о церкви Вознесения, ей часто приписывают функции сторожевой башни, но это чистая выдумка советских историков, так как до 1867 года барабан главы был глухим и там не могло быть никакого используемого помещения. Иван Грозный, возможно, в честь своего венчания на царство в 1547—1554 гг. построил в соседнем селе Дьяково (ныне в черте музея-заповедника) церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи. И. Забелин указывает, что Иван Грозный имел обычай праздновать в Коломенском дворце свои именины.
В 1606 г. Коломенское служило ставкой Ивана Болотникова, в 1610 г. — Лжедмитрия II. Расцвет Коломенского связан с царствованием Алексея Михайловича — Коломенское было его любимой резиденцией. В 1667—1668 гг. возводится великолепный деревянный дворец, имевший 270 помещений. В единый комплекс Государева двора входили деревянные хоромы с домовой Казанской церковью, Сытный, Кормовой, Хлебный или Хлебенный дворы или дворцы, Приказные палаты, Полковничьи палаты и караульни. Весь государев двор окружается оградой с тремя воротами: Передними, Задними, Садовыми. Вокруг разбиты сады, окруженные высоким тыном. С Коломенским связаны события Медного бунта 1662 г. Позже здесь нередко живал юный Пётр I; под Коломенским, на Кожуховском поле, он устраивал знаменитые «потешные бои».
После смерти Алексея Михайловича и перенесения столицы в Санкт-Петербург Коломенское приходит в упадок. При Екатерине II обветшавший дворец был разобран. Новый четырёхэтажный дворец построен в 1766-1767 годы князем П. В. Макуловым (по его же чертежам) на новом месте, напротив северного фасада церкви Вознесения. Нижние два этажа были каменные, а верхние - деревянные. В них П. В. Макулов использовал материалы от разборки хором Алексея Михайловича. В 1768 году был надстроен второй этаж над палатами XVII века всего ансамбля Передних ворот, включая Сытный двор, Полковничьи и Приказные палаты (и здесь Макулов использовал материалы от разборки хором). Весь ансамбль был приспособлен под кухни нового дворца. В коломенском дворце императрица жила летом во время пребывания в Москве.
Екатерининский дворец, в свою очередь, был перестроен по проекту архитектора Е. Д. Тюрина при Николае I в 1825 году. Как установил С. А. Гаврилов, верхние деревянные этажи были разобраны и построены новые с использованием материалов от разборки, а в кладке нижних двух каменных этажей была максимально использована старая кладка. Последний дворец был разобран в 1872 году. От дворца 1825 г. сохранился только один флигель. В 1870-х годах на всех постройках Коломенского ремонтировали крыши и деревянные конструкции делали из материалов от разборки дворца. В 2001—2007 годах были проведены ремонтные работы на церкви Вознесения, ансамбле Передних ворот, включая Приказные и Полковничьи палаты. Как считает С. А. Гаврилов, при последнем ремонте все деревянные конструкции от предыдущих коломенских дворцов были утрачены без исследования и фиксации.
Старый Арбат
Арбат — улица в Центральном административном округе города Москвы (район «Арбат»). Проходит от площади Арбатские ворота до Смоленской площади, лежит между улицей Пречистенкой и улицей Новый Арбат. Нумерация домов ведётся от площади Арбатские ворота. Своё имя улица получила по названию местности — Орбат (Арбат), лежавшей к западу от Кремля. В XVI—XVII веках Арбатом называлась обширная местность, лежавшая между современными Знаменкой и Большой Никитской улицами, при этом основной улицей района была Воздвиженка, которая главным образом и назвалась Арбатом. Название Орбат впервые упоминается в 1475 году: «погорел совсем на Орбате Никифор Басенков». Однозначного вывода о происхождении этого топонима до сих пор не существует. Согласно версии, впервые предложенной археографом П. М. Строевым и распространившейся в качестве основной в ряде путеводителей, название Арбат было образовано от монгольского слова арба: в районе современной Волхонки находилась Колымажная слобода, где изготавливались различные повозки, в том числе и телеги — арбы.Распространение получила гипотеза, выдвинутая историком В. К. Трутовским, согласно которой название Арбат произошло от арабского слова арбад, являющегося множественным числом от рабад — «пригород», «предместье», которое, вероятно, было занесено в Москву торговцами с Востока — крымскими татарами или другими восточными купцами. Этой гипотезы в своих работах придерживаются П. В. Сытин, Ю. А. Федосюк, В. В. Сорокин, Э. Я. Двинский, Г. П. Смолицкая, М. В. Горбаневский и другие историки, топонимисты и москвоведы. Существуют и иные версии происхождения топонима. Так, историк И. Е. Забелин предположил, что слово Арбат может быть в своей основе русскоязычным и происходить от прилагательного краткой формы горбат, отражающего особенности местности, которая «изображая кривую линию, уходила внутрь города на 150 сажен». Менее распространённые версии связывают происхождение топонима с арабским словом рабат (рибат) — «караван-сарай, странноприимный дом», с русским словом орьба (пахота), с латинским arbutum (вишня), а также с вынесенным из Африки словом бат, которое в сочетании с формантом -р- и приставкой а- образует значение «большая гора без реки». Встречаются также гипотезы о происхождении названия улицы от слов арбуй («язычник», «знахарь») и ропаты (иноверческий храм). Указом царя Алексея Михайловича в 1658 году улица была переименована в Смоленскую, однако это название не прижилось и закрепилось лишь за не имевшим ранее названия продолжением Арбата в сторону современного Бородинского моста. Нередко к названию улицы добавляется прилагательное «старый» — Старый Арбат.
ВДНХ
Выставка достижений народного хозяйства (ВДНХ) (в 1939—1959 годах Всесоюзная сельскохозяйственная выставка (ВСХВ), в 1959—1991 — Выставка достижений народного хозяйства СССР (ВДНХ СССР), в 1992—2014 — Всероссийский выставочный центр (ВВЦ)) — выставочный комплекс в Северо-Восточном округе Москвы, по адресу проспект Мира, д.119 — второй по величине выставочный комплекс в Москве. Входит в 50 крупнейших выставочных центров мира. Общая площадь территории ВДНХ после объединения весной 2014 года территории ВДНХ с Ботаническим садом и парком «Останкино» составляет более 520 га, площадь павильонов — 134 тыс. кв. м. Выставочный комплекс был официально открыт в 1939 году как «Всесоюзная сельскохозяйственная выставка» (ВСХВ) и действовал до 1941 года. Её предшественницей была «Всероссийская сельскохозяйственная и кустарно-промышленная выставка», организованная в 1923 году в Москве на Воробьёвых горах. В 1941 году выставка действовала всего 1 месяц и пять дней. Во время Великой Отечественной войны экспозицию и библиотеку ВСХВ эвакуировали в Челябинск. Выставка вновь открылась лишь в 1954 году после реконструкции, которая была начата в 1950 году.В 1959 году комплекс был перепрофилирован и получил новое название — «Выставка достижений народного хозяйства СССР» (ВДНХ СССР). В 1992—2014 годах комплекс носил название «Всероссийский Выставочный Центр» (ВВЦ). 14 мая 2014 Выставке было возвращено её историческое название — ВДНХ (без «СССР»). Территория ВДНХ богата различными архитектурными памятниками, многие из которых известны во всём мире. Созданные в советское время, они являют собой памятник советской эпохи, образец господствующих в разное время архитектурных воззрений. К ним относятся монумент «Рабочий и колхозница» работы скульптора Веры Мухиной и архитектора Бориса Иофана (в настоящее время установлен на воссозданном павильоне 1937 года у северного входа ВДНХ), фонтаны «Дружба народов СССР» и «Каменный цветок», павильоны Украинской ССР, Узбекской ССР, Механизации и электрификации сельского хозяйства СССР (Космос). Рядом с Хованскими воротами ВДНХ размещается здание ВНИИТЭ — Всероссийского института технической эстетики (родина футуродизайна). На территории выставки расположен кинотеатр «Круговая кинопанорама». Вне территории выставки, недалеко от её главного входа, находится монумент «Покорителям космоса» и Аллея космонавтов. Первое озеленение выставки было проведено в основном розами под руководством учёного-селекционера И. П. Ковтуненко, лауреата Сталинской премии (1952). Особую славу принесла ему селекция североамериканской голубой ели.
Екатерининский парк
Екатерининский парк — парк в составе Государственного музея-заповедника «Царское Село». Находится в городе Пушкин под Санкт-Петербургом, памятник архитектуры XVIII—XIX веков. Совместно с Александровским парком является неотъемлемой частью Царскосельской императорской резиденции и получил свое название по находящемуся в нём Екатерининскому дворцу. Екатерининский парк состоит из двух частей: регулярного Старого сада и пейзажного Английского парка. В 1989 году дворцы и парки ансамблей города Пушкина были внесены в список всемирного наследия ЮНЕСКО (протокол ICOMO № 540—006 от 1990 г.). В рамках подготовки к празднованию 300-летия Царского Села, которое отмечалось в 2010 году, в Екатерининском парке были проведены реставрационные работы и открыты для посетителей: павильон «Вечерний зал» (2008 год), павильон «Турецкая баня» (2009 год), павильон «Эрмитаж», павильон «Концертный зал», павильон «Скрипучая беседка», ворота «Любезным моим сослуживцам» (2010 год), павильон «Нижняя ванна» (2011 год), Зеркальные пруды, Гранитная терраса (2012 год). Продолжаются реставрационные работы в залах Екатерининского дворца. С 2010 по 2013 годы велись реставрационные работы в Агатовых компанах, при этом использовалась методика консервации и реставрации с минимальным восполнением утрат (в соответствии с Венецианской хартией по консервации и реставрации памятников и достопримечательных мест). С 2012 года ведутся реставрационные работы в цокольном этаже Камероновой галереи, где намечено хранить крупногабаритные предметы, такие как парковая скульптура, вазы и другие элементов декора. С лета 2012 года ведутся работы по реставрации Висячих садов.Храм Христа Спасителя
Храм Христа Спасителя — кафедральный собор Русской православной церкви. Существующее сооружение — осуществлённое в 1990-х годах внешнее воссоздание одноимённого храма, созданного в XIX веке. Храм является коллективным кенотафом воинов Русской императорской армии, погибших в войне с Наполеоном — на стенах храма начертаны имена офицеров, павших в Отечественной войне 1812 года и Заграничных походах 1797—1806 и 1814—1815 годов. Оригинал храма был воздвигнут в память о наполеоновском нашествии по проекту архитектора К. А. Тона. Строительство продолжалось почти 44 года: храм был заложен 23 сентября 1839 года, освящён — 26 мая 1883 года. Здание храма было разрушено в разгар сталинской реконструкции города 5 декабря 1931 года. Заново отстроен в 1994—1997 годах. Храм имеет статус Патриаршего подворья.Храм Христа Спасителя в Москве - самый большой собор Русской Православной Церкви, вмещающий до 10 000 человек. В плане собор представлял собой равноконечный крест шириной свыше 85 метров. Высота нижнего блока -около 37 метров, высота барабана – 28 метров, высота купола с крестом – 35 метров. Общая высота сооружения – 103 метра, внутреннего пространства - 79 метров. Толщина стен - до 3,2 метров. Внешняя часть была оформлена двойным рядом мраморных горельефов работы скульпторов Клодта, Логиновского и Рамазанова. Все входные двери - всего двенадцать - были выполнены из бронзы, а украшающие их изображения святых отлиты по эскизам известного скульптора графа Ф. П. Толстого. Здание было восстановлено максимально близко к оригиналу. При строительстве использовались эскизы и чертежи прошлого века. Однако имеются и отличия. На месте холма-основания построена стилобатная часть высотой 17 метров, где расположена церковь Преображения Господня, трапезные палаты и вспомогательные службы. Здесь также находятся Залы Церковных Соборов и совещаний Священного Синода. Для въезда построен пандус. В колоннах и в стилобатной части установлены лифты. Для отделки использовался мрамор из Челябинской области и красный гранит, привезенный из Финляндии.
Внутреннее убранство славилось своими росписями. Над ними работали прославленные русские живописцы Российской Академии художеств В. Верещагин и В. Суриков, барон Т. Нефф и И. Крамской. Площадь росписи святыни составляет более 22 000 кв. метров, из них более 9000 кв. метров – это золочения сусальным золотом. На стенах галереи, расположенной по периметру здания, были установлены мраморные доски с перечнем всех сражений русской армии, имен военачальников и отличившихся офицеров и солдат. Для украшения использовались украшения из камней - лабрадора, шошкинского порфира и итальянского мрамора. Скульптура и живопись изображают все милости Господни, ниспосланные по молитвам праведников на русское царство. Изображены и пути, которые Господь избрал для спасения. На всех стенах помещены фигуры святых заступников за Русскую землю и русских князей, отдавших свою жизнь за Россию. В нижней галерее на мраморных досках были начертаны имена героев войны 1812 года. Восстановление живописи в Святыне выполняла группа художников под руководством академика, заслуженного художника России Н.А. Мухина.
Лужков мост
Пешеходный Лужков мост – один из московских мостов арочной формы, соединяющий Болотную площадь и Кадашевскую набережную. Сегодня это одна из ярких достопримечательностей Москвы, привлекающая внимание и местных жителей, и туристов. Точный адрес Лужкова моста - Москва, Кадашевская набережная. Относительно названия сооружения существует две версии. Официально сооружение получило имя по старому названию места – Царицын Луг. Но народ связывает название с московским мэром Лужковым, при котором мост был построен. Так как Лужков мост входит в архитектурно-художественный ансамбль Государственная Третьяковская галерея, часто его называют Третьяковским. Еще одно название моста, которое пользуется популярностью в народе – мост Любви или Поцелуев.Лужков мост давно стал одним из излюбленных мест для прогулок молодоженов. Сразу после бракосочетания сюда приезжают новобрачные: жених на руках несет невесту через весь мост, а затем они вместе вешают на Дерево любви замочек, бросая ключ в реку. Это обряд верности и вечной любви. Первоначально было установлено одно дерево, но оно быстро наполнилось замочками. Поэтому рядом стали появляться другие деревья. Сегодня они разрослись не только по самому мосту, но и вдоль Кадашевской набережной. Некоторые молодожены оставляют не только замки на мосту, но и банты и даже галстуки. А кто-то умудряется оставлять бутылки шампанского.
В 2007 году рядом с мостом появилась Скамья примирения. Она имеет особую конструкцию, благодаря которой сидеть на ней можно, только обняв вторую половинку. Лужков мост популярен и у туристов, осматривающих главные достопримечательности столицы. С него открываются великолепные виды на Церковь Воскресения Христова, Водоотводный канал и красивые фасады уникальных старинных зданий.
Музей-заповедник «Царицыно»
Царицыно — дворцово-парковый ансамбль на юге Москвы; заложен по повелению императрицы Екатерины II в 1776 году. Находится в ведении музея-заповедника «Царицыно», основанного в 1984 году. Это исторически сложившаяся, наиболее известная и благоустроенная часть особо охраняемой природной территории (ООПТ) «Царицыно», расположенной между московскими районами Царицыно, Бирюлёво Восточное, Орехово-Борисово Южное и Орехово-Борисово Северное.Царицынский дворцово-парковый ансамбль, занимающий площадь более 100 гектаров, расположился на холмистой пересечённой оврагами местности, на месте бывшей усадьбы князей Кантемиров и унаследовал некоторые её черты. Территория ансамбля и парка ограничена с северо-востока и юга двумя глубокими оврагами, с запада — Царицынскими прудами, с востока — комплексом оранжерей.
Царицыно является важнейшим памятником так называемой «русской готики» (псевдоготики); над созданием императорской резиденции в течение 20 лет работали последовательно два наиболее известных архитектора своей эпохи — Василий Баженов и Матвей Казаков. Царицыно — самая крупная в Европе псевдоготическая постройка XVIII века и единственный дворцовый комплекс, разработанный в этом стиле. Особенности дворцово-паркового ансамбля во многом определили новое направление в русском зодчестве: в разных концах бывшей Российской империи существует немало сооружений конца XVIII и начала XIX века, которые созданы под влиянием Царицына.
Самозабвенная работа над царицынским ансамблем, ставшим одной из вершин творчества яркого и неординарного зодчего В. И. Баженова, обернулась для него в то же время тяжёлой жизненной драмой. Царицынский пейзажный парк, заложенный вместе с дворцовым комплексом, стал одним из первых пейзажных парков России вне петербургских дворцово-парковых ансамблей.
Парк Победы на Поклонной горе
Парк Победы на Поклонной горе — московский парк и один из крупнейших в России и в мире мемориальных комплексов, посвященных Победе в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг. Расположен в Западном Административном округе Москвы. Парк Победы был открыт в торжественной обстановке 9 мая 1995 года к 50-летию великой Победы. Является одной из главных городских площадок для проведения массовых мероприятий.Впервые Поклонная гора упоминается в «Хронике Быховца», датированной 1368 годом. Летопись описывала события в отношениях Литовских и московских княжеств. Известно, что в 1612 году на Поклонной горе останавливался гетман Жолкевский, к которому из Москвы прибыла делегация с намерениями посадить на царский престол польского королевича Владислава. В сентябре 1812 года на Поклонной горе Наполеон ждал московских бояр с ключами от Кремля. До второй половины ХХ века высота Поклонной горы достигала нескольких десятков метров, и с неё открывалась красивая панорама Москвы. Бытует мнение, что на неё поднимались путники, чтобы полюбоваться старинным городом и поклониться его храмам, отсюда и появилось её название: «Поклонная гора». Идея соорудить памятник подвигам красноармейцев, сражавшихся на фронтах Великой Отечественной Войны, была выдвинута в 1942 году советским архитектором Яковом Георгиевичем Черниховым. Московское отделение Союза архитекторов СССР приняло постановление о проведении конкурса на лучший проект. Реализовать идею в условиях военного времени не удалось. К вопросу создания в Москве Монумента, посвященного Героям Великой Отечественной войны, вернулись уже после войны. После долгих дебатов касательно места расположения будущего Монумента выбор пал на Поклонную гору.
Главная аллея «Годы войны», расположенная между площадью Победы и Центральным музеем ВОВ, состоит из пяти террас, символизирующих пять лет войны. Над пятью водными поверхностями возведено 225 фонтанов — столько недель продолжалась война и лилась кровь. В центре площади — обелиск высотой 141,8 метра, увенчанный статуей богини победы Ники. У подножия обелиска, на гранитном подиуме, установлен символ победы добра над злом - статуя святого Георгия Победоносца, который копьём поражает змея.
Главный объект комплекса — Центральный музей Великой Отечественной войны. В здании музея находится Зал Памяти, где в специальных витринах хранятся Книги Памяти — 385 томов, в которые вписаны имена людей, павших на войне. Также в музее есть шесть диорам, посвящённых основным событиям войны. В фондах музея хранятся подлинные предметы вооружения и боевой техники, нумизматика, филателия и филокартия, предметы быта, большое количество рукописно-документальных и фотоматериалов, материалов изобразительного искусства, рассказывающих о Великой Отечественной войне, совместной борьбе стран антигитлеровской коалиции против Германии и её союзников.
В парке Победы под открытым небом развернута уникальная выставка боевой техники и инженерно-фортификационных сооружений. Здесь представлены более 300 образцов тяжёлой техники СССР и его союзников, Германии и её союзников, принимавших участие в сражениях.
Нескучный сад
Нескучный сад — пейзажный парк в Москве, сохранившийся от дворянской усадьбы Нескучное. Расположен на правом берегу Москвы-реки, рассматривается как часть Парка культуры и отдыха им. Горького. Площадь — около 59,3 га. Крупнейший парк в историческом центре Москвы, памятник садово-паркового искусства. Охраняется государством. Вместе с природным заказником «Воробьёвы горы» и партерной частью ЦПКиО им. М. Горького образует единый природный комплекс вдоль правого берега центральной части Москвы-реки.Нескучный сад был образован в первой половине правления Николая I из дворянских усадеб, которые раньше принадлежали Трубецким (на юге), Голицыным (в центре) и Орловым (на севере). С точки зрения садово-паркового искусства наиболее значима северная часть, принадлежавшая в начале XIX века графу Орлову-Чесменскому и его дочери Анне. До Орловых садом владел промышленник Прокопий Акинфиевич Демидов, который и положил ему начало в 1756 году. Первые растения были получены путём обмена семенами и получения отростков из демидовского ботанического сада в Соликамске.
Демидовский сад находился за чертой тогдашней Москвы и имел форму амфитеатра; около двух тысяч сортов редких растений было собрано специально для сада. Так как берег реки был неудобен, 700 человек ежедневно трудились над выравниванием почвы здесь на протяжении двух лет. От усадебного дома к реке сад спускался уступами, имевшими разную ширину и высоту, но одинаковую длину в 95 сажен. От двора и дома верхняя площадка отделялась решёткой около 10 сажен шириной.
Первоначально были посажены плодовые деревья, затем — кустарники и травянистые растения. В саду имелось множество каменных оранжерей, где находились пальмы и деревья из жарких стран, а на пятой сверху площадке располагался большой пруд и птичник с выписанными из Голландии и Англии редкими птицами и животными. Помимо этого, грунтовые сараи и парники служили для выращивания ананасов, винограда и проращивания других растений. Нескучный Сад в 1910-х годах. Картина А.Я. Головина В середине XIX века в Москве был популярен летний открытый («воздушный») театр в Нескучном саду. Репертуар первых эстрадных театров был очень пёстрым. Наряду с выступлениями крупнейших европейских мастеров инструментальной и вокальной музыки здесь ставились дивертисменты, выступали ансамбли цыган, гастролировали иностранные иллюзионисты и т. д.
Кусково
Усадьба Кусково — бывшее имение графов Шереметевых, где сохранился архитектурно-художественный ансамбль XVIII века. Расположен на востоке Москвы на территории района Вешняки. Ансамбль включает: дворец, построенный во второй половине XVIII века в стиле классицизма; регулярный, украшенный скульптурой парк с павильонами: «Грот», «Оранжерея» (проекты крепостного архитектора Ф. С. Аргунова, вторая половина XVIII в.), «Эрмитаж» (вторая половина XVIII в.), «Итальянский» (XVIII в.) и «Голландский» (XVIII в.) домики; Церковь Спаса Всемилостивого (XVIII в.); Музей керамики. Усадьба состояла из трёх частей: запрудной со Зверинцем, французского регулярного парка с основным архитектурным ансамблем и английского парка «Гай». С наибольшей полнотой сохранился архитектурно-парковый комплекс центральной парадной части. Центром ансамбля является дворец, в котором сохранились планировка и декоративное убранство интерьеров с произведениями русского и западноевропейского изобразительного искусства; дарственные портреты русских императоров и нескольких поколений хозяев усадьбы — Шереметевых.Впервые Кусково упоминается в конце XVI века и уже как владение Шереметевых. В 1623—1624 годах здесь стояли деревянная церковь, боярский двор, дворы крепостных людей. Во владении Шереметевых Кусково оставалось более трёхсот лет, вплоть до 1917 года. Изначально в данном районе Шереметевым принадлежал всего один небольшой участок, «кусок», как называл его граф Борис Петрович Шереметев. А все земли в округе принадлежали будущему государственному канцлеру Алексею Михайловичу Черкасскому. После брака сына Бориса Петровича, графа Петра Борисовича, с единственной дочерью князя Алексея Михайловича — Варенькой, Шереметевы стали единственными собственниками этих земель. В 1750—1770-х годах по заказу Петра Шереметева в Кускове была создана обширная усадьба с дворцом, многими «увеселительными затеями», большим парком и прудами. Создание этого ансамбля тесно связано с именами крепостных архитекторов Фёдора Аргунова и Алексея Миронова. Архитектурный комплекс создан в барочно-рокайльном стиле середины XVIII в.
В 1774 году был сооружён дворец, доминирующий в архитектурной композиции. Его планировка отвечает модному анфиладному расположению интерьеров, двери всех помещений находятся на одной оси, комнаты раскрываются одна за другой. Все помещения господского дома последовательно объединены в три композиционные группы. Усадебный комплекс был предназначен для пышных приёмов гостей и увеселений. Для этих целей были выстроены парковые павильоны и беседки, оранжерея и кунсткамера, зверинец и охотничий домик. На кусковском пруду существовала небольшая флотилия гребных судов. Раскинувшаяся на 230 гектарах усадьба в дни особенно торжественных приёмов собирала до 30 тысяч гостей. Достойным обрамлением дворцового комплекса является французский регулярный парк с красивыми прудами и мраморной скульптурой. В 1918 году Кусково получило статус музея-усадьбы, а с 1938 года объединена с музеем керамики, единственным в Советском Союзе. В годы Великой Отечественной войны на территории усадьбы были устроены казармы, в которых жили курсантки располагавшейся в посёлке Вешняки Центральной школы инструкторов снайперской подготовки. С 1960 года усадьба Кусково — в черте Москвы.
Сад Эрмитаж
Сад Эрмитаж — памятник садово-паркового искусства, расположен в центральной части города Москвы, в районе улицы Каретный Ряд.Основан Я. В. Щукиным, известным московским театральным предпринимателем, меценатом. Впервые для посещения сад был открыт в 1894 году. Согласно прошению Щукина, городские власти разрешили использовать стоявшее здесь ранее фабричное здание под театральный зал. В том же 1894 году архитектор В. П. Загорский пристроил к зданию одноэтажную галерею и крыльцо. В 1895 году архитектор Балевич произвёл планировку сада и соорудил летние эстрады и навесы для буфета Официальное открытие сада состоялось 18 июня 1895 года, под названием — «Новый Эрмитаж» (также — Щукинский), для отличия от прежнего увеселительного сада «Эрмитаж» на Божедомке. 26 мая 1896 года здесь состоялся первый в Москве общедоступный сеанс кинематографа братьев Люмьер.
26 октября 1898 года в театре «Эрмитаж» премьерой спектакля «Царь Федор Иоаннович» был открыт Московский художественный общедоступный театр, под руководством К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко, на этой же сцене состоялись премьеры пьес А. П. Чехова «Чайка» и «Дядя Ваня». В 1907 году ряд каменных построек по заказу Щукина осуществил в саду архитектор Б. М. Нилус. В 1909 году по проекту архитектора А. Н. Новикова было построено здание летнего театра, получившего позднее название «Зеркальный».
Здесь ставились оперные спектакли труппы С. И. Мамонтова, в качестве дирижера Русской частной оперы дебютировал С. В. Рахманинов. Проходили бенефисы Ф. И. Шаляпина, пел Л. В. Собинов, А. В. Нежданова, множество именитых исполнителей романсов, среди которых А. Д. Вяльцева, М. И. Вавич; выступала русская балерина Анна Павлова. Здесь гастролировали Сара Бернар, Эрнесто Росси, Густаво Сальвини и многие другие зарубежные звезды сцены.
Фрунзенская набережная
Фрунзенская набережная — набережная на левом берегу Москвы-реки в районе Хамовники Центрального административного округа города Москвы. Расположена между Крымским и Андреевским мостами. На набережную выходят улица Тимура Фрунзе, 1-я, 2-я и 3-я Фрунзенские улицы. Нумерация домов начинается от Крымского моста.Набережная как проезд вдоль Москвы-реки возникла после сооружения в 1872 году железного Крымского моста. В 1897 году был утверждён проект Хамовнической набережной, как городского проезда до Камер-Коллежского вала, но до 1914 года он был реализован лишь частично. Застройка набережной, за исключением нескольких зданий, до середины 1930-х годов оставалась одноэтажной. В 1923—1936 годах по набережной следовал трамвай. В 1933 году на набережной открыта Всесоюзная строительная выставка. Во второй половине 1930-х годов на набережной построили несколько многоэтажных жилых домов, в том числе комплекс жилых зданий, повторяющий построенные незадолго до того по проекту архитектора А. Г. Мордвинова на Большой Калужской улице (ныне в составе Ленинского проспекта). В 1936—1937 годах берега реки облицевали гранитом.
«В 1950 году был утверждён план реконструкции набережной, разработанный архитекторами Я. В. Белопольским, Е. Н. Стамо и Н. Я. Улас. По этому плану набережная расширяется до 50 метров и разбивается на шесть кварталов, включающих в застройку и здания, построенные в 1935—1940 гг. Проектируется построить на набережной 40 крупных многоэтажных зданий, семь школ, спортплощадки, устроить озеленение. Дома должны быть, главным образом, в 10—14 этажей, так как набережная находится между высотным зданием Университета на Ленинских горах и новыми высотными домами в Садовом кольце». В результате этого плана набережную застроили сталинскими домами. А 1956 году по набережной провели троллейбус. В 2000 году над набережной сооружён Пушкинский пешеходный мост.
Пушкинский мост
Пушкинский (Андреевский) — пешеходный мост, построенный через Москву-реку в Москве. Соединяет Пушкинскую набережную Нескучного сада с Фрунзенской набережной. Построен в 1999 году с использованием конструкций старого Андреевского моста, построенного в 1905—1907 годах по проекту инженеров Л. Д. Проскурякова, П. Я. Каменцева и архитектора А. Н. Померанцева и являющегося памятником архитектуры и инженерного искусства.Главная арка пешеходного моста, массой около 1500 тонн, была перемещена на нынешнее место тремя баржами в 1999 году. Весь комплекс работ занял 11 месяцев, судоходство по реке было перекрыто на восемь с половиной суток, а собственно буксировка проводилась 22 мая 1999 года и заняла полтора часа. Так как русло реки на новом месте шире, чем в Лужниках, то со стороны Фрунзенской набережной арка опирается не на шарнир береговой опоры, а на выносную русловую опору; между шарниром арки и берегом — два железобетонных балочных пролёта по 25 м, декорированные фальшсводами. Опоры стоят на ростверках, под ними — буронабивные столбы и сваи глубиной до 17 м.
В связи с тем что при строительстве Пушкинского пешеходного моста использовали конструкцию старого Андреевского железнодорожного моста, а именно — его главную арку, на входе на мост со стороны Пушкинской набережной (Нескучного сада) сохранена табличка с краткой историей Андреевского моста, поэтому Пушкинский мост нередко называют Андреевским. Более того, на большинстве карт г. Москвы мост обозначен именно как Андреевский. Также под именем Андреевского моста он входит и в ряд справочников и энциклопедий. Поэтому, хотя его формальное наименование — Пушкинский, в силу сложившегося обычая его часто называют «Андреевским мост».
Ботанический сад
Ботанический сад — один из старейших ботанических садов России, расположенный на Аптекарском острове в Санкт-Петербурге. Занимает территорию между Аптекарской набережной Большой Невки, набережной Карповки, Аптекарским проспектом и улицей Профессора Попова (напротив электротехнического университета «ЛЭТИ»). Ботанический сад административно подчиняется Ботаническому институту имени В. Л. Комарова, являясь его отделом, и входит, таким образом, в структуру Российской академии наук. Коллекция расположенного на территории сада Ботанического музея им. В. Л. Комарова насчитывает свыше 80 тысяч образцов. Экспозиция музея посвящена растительности Земли, истории и эволюции растений, растительным ресурсам России, взаимоотношениям растений и человека.Парк Кузьминки
Кузьминский лесопарк (Кузьминский парк, Парк Кузьминки) — лесной массив на юго-востоке Москвы и в Московской области. Московская часть лесопарка входит в состав Природно-исторического парка «Кузьминки-Люблино».Считается, что происхождение названия данной местности (по которой сейчас также называется район Москвы — Кузьминки) связано с именем мельника Кузьмы, владельца мельницы на реке Голедянке и её притоках (иногда называемой Пономаркой, Чурилихой), протекающей через парк. Именно здесь с начала XVIII века на большей части территории парка располагалась усадьба Кузьминки, первым владельцем которой был Григорий Строганов (земли которому были подарены Петром I, также бывавшему в этих местах), позднее перешедшая Голицыным.
В конце XVIII века хозяева усадьбы уделяли много внимания оформлению парка, и в этот период на реке был сооружён каскад из четырёх прудов, сохранившихся до наших дней и придающих особый микроклимат данной местности. XIX век также был ознаменован немалым строительством на территории парка: перестраивались дома, конный двор и другие постройки. Следует упомянуть построенные в середине XIX века новые въездные ворота в усадьбу (на Липовой аллее), специально отлитые на уральских заводах Голицыных и впоследствии давшие название уже упоминавшейся улице Чугунные ворота. В 1917 году усадьба была национализирована и передана институту экспериментальной ветеринарии, который занимал здания на протяжении более 80 лет.
Далеко не все объекты бывшей усадьбы Кузьминки сохранились до наших дней. Почти неизменными остались Конный двор и здание Церкви. Здание Померанцевой (или Ранжевой) оранжереи было построено в 1815 году, в конце XIX — начале XX века здание было частично перестроено и в таком виде сохранилось до наших дней. Главный господский дом был построен во времена владения усадьбой Строгановых, впоследствии значительно перестроен Голицыными. В феврале 1916 года, в период, когда в доме уже был расположен военный госпиталь в здании возник пожар, который его полностью уничтожил. Только в 1930-х гг. на месте старого главного дома было построено новое здание, сохранившиеся до наших дней. Круглая пристань была разрушена в начале XX века. С конца 2006 года проводится её восстановление. Птичий двор был разрушен во время войны 1812 года, а в настоящее время восстановлен. Скотный двор в настоящее время здания находятся в заброшенном состоянии.
Основную часть Кузьминского парка составляет, собственно, сам лесопарк. К юго-востоку от Верхнего Кузьминского пруда почти на 4 км простирается лесной массив, где более 70 % составляют сосны. В южной части Кузьминского лесопарка значительные площади занимают березняки, а в пойме Пономарки произрастают старые чёрноольшаники. Сосняк с елью к югу от Верхнего Кузьминского пруда и долина р. Пономарки с черноольшаниками объявлены в 1991 году памятниками природы. В Кузьминском лесопарке обитает более 100 видов наземных позвоночных животных, в том числе около 10 видов млекопитающих (среди них: лиса, белка, заяц, ёж, крот, ласка, мышевидные грызуны). В прудах обитают — плотва, красноперка, карась, пескарь и другие. Весной на нерест собирается около трех тысяч лягушек. Лесопарк богат птицами, типичными для хвойного леса: желна, королёк, синицы московка и гаичка, чиж, снегирь, малая мухоловка, пеночка теньковка и др. Регулярно гнездятся хищные птицы, а также сова неясыть.
C 1918 по 1961 гг. в юго-восточной части лесопарка «Кузьминки», примыкающей к МКАД располагался Военно-химический полигон Красной армии, а затем испытательная станция Центрального военно-технического института НИИ химического машиностроения. Здесь производились испытания химического оружия, разрабатывавшегося в СССР. Ядовитый газ иприт распыляли над полигоном с самолетов. Также осуществлялись захоронения отходов четырех московских заводов, производивших такое оружие. Их останки находят по сей день. В 30-е годы на территории полигона проводились эксперименты на животных, в частности, козах, по испытанию биологического оружия. Умерших от сибирской язвы коз хоронили здесь же, на полигоне. По данным министерства обороны, работы по очистке и дегазации на военно-химическом полигоне в Кузьминках проводились еще в 1937 году. Из земли было извлечено 6972 химические мины, 878 артиллерийских и химических снарядов и 75 химических авиабомб, а также около тысячи бочек с отравляющими веществами. По мнению известного правозащитника Льва Федорова, территория нуждается в дезактивации и поныне. В 2001 году МЧС России по заказу правительства Москвы проводило поиск металлических предметов в поверхностном слое почвы на территории бывшего химического полигона. При этом боевых отравляющих веществ обнаружено не было. В то же время специалисты не исключают присутствия в почве мышьяка. В связи с этим, необходимо обратить внимание отдыхающих на то, что произрастающие в парке грибы и ягоды в пищу употреблять не следует.
Пушкинская площадь
Пушкинская площадь расположена между Тверским и Страстным бульварами, разделёнными Тверской улицей, 2 км к северо-западу от Кремля. Историческое название — Страстная площадь (по Страстному монастырю), иначе площадь Тверских ворот (по Тверским воротам Белого города). Современное название получила в 1931 году.Пушкинская площадь – один из безусловных символов Москвы. Несмотря на то, что главной площадью столицы считается по праву знаменитая Красная, однако ее образ слишком официален, а Пушкинская – самая живая из городских площадей, истинное сердце Москвы. Расплывчатые габариты (скорее, пространство, чем площадь) Пушкинская приобрела недавно, лет 40 назад. В советские годы она превратилась, по сути, в проезжую часть Тверской магистрали в окружении двух скверов, визуально почти не связанных друг с другом. Конечный отрезок Тверского бульвара также слился с Новопушкинским сквером, утратив свою четкость и самостоятельность.
До середины XVII столетия никакой площади здесь не было, а был просто плацдарм перед воротами Белого города. В 1641 году на этом месте москвичи встречали чудотворную икону Страстной Богоматери, принесенную из Нижнего Новгорода. Через пять лет, в память об этом событии, под крепостной стеной был возведен стройный пятиглавый собор (именно собор, один из девяти, существовавших в Москве в то время), окруженный двухъярусной арочной галереей. В нем и пребывала Страстная икона, одна из почитаемых святынь Дома Романовых. Чуть позже, в 1654 году, при соборе возник монастырь. Это был очень живописный, необычный комплекс – монастырь с пятиглавым собором и надвратной церковью-колокольней (1692 г.), вплотную примыкающий к трехшатровой проездной башне Белого города. В ансамбль входила и построенная к 1652 году многоверхая церковь Рождества Богородицы в Путинках, стоящая чуть поодаль, но прекрасно просматривающаяся от городских ворот.
В 1720 году ворота снесли, а монастырь остался. В 1796 году появился Тверской бульвар, ориентированный точно на монастырскую колокольню. Западная сторона площади тогда же была застроена кварталом жилых двухэтажных зданий с целым рядом замкнутых внутренних дворов - один из немногих реализованных фрагментов екатерининского генплана регулярного переустройства города. Другой угол бульвара и Тверской улицы оформила представительная ротонда церкви Дмитрия Солунского. Она возникла из древнего, тогда еще загородного, Киево-Печерского подворья. Трудно поверить, но под асфальтом обычной дворовой автостоянки, скрывается освидетельствованное археологами кладбище, где москвичи хоронили своих близких еще во времена князя Донского. Построенная, очевидно, в 1640-х, трехшатровая церковь была снесена в 1791 году и заменена ротондой - еще одно свидетельство постепенного превращения «проезда подле стены Белого города» в главный московский бульвар.
Современники рассказывали, что в начале XIX века у Дмитрия Солунского «съезд знатных богомольцев бывал иногда так велик, что кареты стояли вдоль всего бульвара». А вот колокольня при новой церкви осталась прежняя, самая необычная из шатровых колоколен не только Москвы, но и, пожалуй, всей России. В плане она была не квадратной, а прямоугольной формы – нечто среднее между колокольней и звонницей, характерной для более ранних времен.
К 1855 году архитектор М. Д. Быковский заменил старую монастырскую колокольню новой. Она была встроена в двухэтажный корпус, окончательно оформивший восточную сторону площади. В 1875 году Страстной монастырь посетил Король Шведский и Норвежский Оскар П. Он любовался Москвой с высокой монастырской колокольни и впоследствии сказал: «Вид изумительный: почти все иностранцы желают видеть эту дивную панораму».
Последним штрихом в этом законченном, вполне состоявшемся архитектурном ансамбле стал памятник Пушкину, торжественно открытый в 1880-м году в устье Тверского бульвара. Его постановка была символичной: поэт как бы выходил со своего любимого бульвара и задумчиво склонял голову перед монастырскими куполами… Но настали новые времена. В 1928 году поэт Владимир Маяковский выступил с предложением снести Страстной монастырь, указывая на явную неуместность соседства.
Конструктивистское здание газеты «Известия», построенное в середине 1920-х архитектором Бахриным, стало первой ласточкой грядущей реконструкции площади, в 1931 году переименованной в Пушкинскую. Тогда же, в конце 1920-х, советские зодчие начали серьезно задумываться о переустройстве центральной площади, чей облик был слишком «старомосковским», никак неподходящим столице атеистического государства. Были варианты полного сноса всех строений, перепланировки, превращения бульваров в асфальтовую магистраль, строительства на углу улицы Горького двадцатиэтажной башни телеграфного агентства ТАСС. Но первым делом, конечно же, следовало избавиться от «чортовых куполов».
В начале 1934 года была снесена церковь Дмитрия Солунского. Постройки упраздненного в 1928 году монастыря были переданы Союзу безбожников СССР под размещение экспозиции Центрального атеистического музея. В 1931 году Страстная площадь была переименована в Пушкинскую. А в 1937 году поставленный Маяковским вопрос «о куполах» был решен окончательно – трест «Мосразбор» полностью стер с лица земли монастырь, приурочив «трудовое достижение» к 100-летней годовщине гибели Пушкина.
Памятник поэту в 1950 году был перенесен на место бывшей надвратной церкви. В 1961 году за его спиной появилось здание всемирно известного кинотеатра «Россия». Классический квартал, на западной стороне площади, снесли в середине 1970-х. Еще одна непоправимая потеря тех лет: стоявший по левую руку от монастыря «дом Фамусова», в котором часто бывали Пушкин и Грибоедов. Это был трехэтажный особняк, построенный не позже середины XVIII века и принадлежавший известному роду Римских-Корсаковых, в их дочь Александру был влюблен Пушкин (а в ее сестру Екатерину - Александр Алябьев). Это о ней говорится в седьмой главе «Евгения Онегина»: «У ночи много звезд прелестных, красавиц много на Москве. Но ярче всех подруг небесных Луна в воздушной синеве…» Ну, а «домом Фамусова» старинный особняк прозвали потому, что здесь жила Софья Александровна, двоюродная сестра Грибоедова, супруга одного из Римских-Корсаковых, прототип Софьи Фамусовой.
Мемориальный дом, стоявший всего в сотне метров от памятника Пушкину, был снесен в 1968 году несмотря на громкие протесты общественности. Ради строительства нового корпуса редакции «Известий».
Воробьевы горы
Воробьевы горы (в 1935—1999 — Ленинские горы) — название местности на юго-западе Москвы, представляющей собой высокий правый берег Москвы-реки (крутой обрыв Теплостанской возвышенности, подмытой течением реки), покрытый лесопарком. Расположены напротив Лужников, считаются одним из «семи холмов Москвы». Протягиваются от устья реки Сетуни до Андреевского моста Малого кольца Московской железной дороги. На востоке граничат с Нескучным садом. Возвышаются над Москвой-рекой до 80 метров. Склон, обращённый к Москве-реке, расчленён глубокими оврагами, по которым раньше сбегали небольшие речки: Чура с притоками, Кровянка и Котловка; встречаются выходы подземных вод (родники), наблюдаются оползневые процессы. Ландшафт Воробьёвых гор формирует одноимённый парк, в составе которого сохранились три пруда, а также массив широколиственного леса. Воробьёвы горы — одно из красивейших мест в Москве. Высокий правый берег Москвы-реки во все времена привлекал к себе внимание густым лесом, сложным рельефом и чудесным видом, открывающимся на реку. С Воробьёвых гор открывается самая широкая и живописная панорама столицы.Усадьба Архангельское
Усадьба Архангельское — дворцово-парковый ансамбль конца XVIII — начала XIХ века. Усадьба расположена на берегу старицы Москвы-реки в Красногорском районе Московской области, в 2 км к юго-западу от Красногорска.Прежде Архангельское носило название Уполозы, по фамилии одного из владельцев — Алексея Ивановича Уполоцкого, известное с 1537 года. В 1646 году здесь во владении Федора Ивановича Шереметева значилось имение и в нем деревянная церковь. В XVII веке его владельцами стали князья Одоевские. С 1681 года по 1703 год вотчина принадлежала князю М. Я. Черкасскому. С 1703 до 1810 годы усадьба оставалась в роду Голицыных. С 1703 года усадьба перешла к князю Дмитрию Михайловичу Голицыну, который при императрице Анне Иоанновне был обвинён «в преступных намерениях» лишить государыню власти. Высланный в Москву, он большей частью жил в Архангельском — до 1736 года, когда был арестован. Однако в 1741 году усадьба была возвращена его сыну, Алексею Дмитриевичу, после которого перешла к Николаю Алексеевичу Голицыну. Последний начал возводить новый дворец по проекту французского архитектора Ш. Герна.
В настоящее время усадьба разделена на две части, одна из которых, включающая дворец, огорожена забором, охраняется и проход на её территорию является платным, вторая, где находится театр Гонзага и Аполлонова роща, не охраняется и открыта для посещения. Между территориями проходит Ильинское шоссе. Ведутся реставрационные работы в Большом дворце и Театре Гонзага. Отреставрированные парадные залы дворца (Вестибюль, Аванзал, Овальный зал) были открыты для экскурсионного посещения 30 апреля 2009 года, а Театр Гонзага с 10 июня 2009 года. Для осмотра также открыты архитектурно-парковый ансамбль усадьбы, экспозиция живописи западноевропейских художников XVIII в. в «Колоннаде», в «Конторском флигеле» готовится к открытию выставка, посвященная юсуповскому фарфору, на которой будут представлены экспонаты из 11 ведущих музеев России (открытие 30 апреля 2009 г.), выставки современных художников в «Кладовой над оврагом» и Нижнем зале «Колоннады».
В усадьбе периодически проводятся концерты, фестиваль джаза «Усадьба. Джаз». Неподалёку от усадьбы расположен Музей техники Вадима Задорожного. В 2005 году было объявлено о строительстве вблизи усадьбы первого в России «города для миллионеров» — автономного городского поселения Рублёво-Архангельское, рассчитанного на 30 000 жителей, имеющих высокий и сверхвысокий достаток.
Цветной бульвар
Цветной бульвар (до середины XIX века Трубный бульвар) — бульвар в Центральном административном округе города Москвы. Проходит от Трубной площади до Садового кольца (Самотёчная площадь). Нумерация домов ведётся от Трубной площади. Название середины XIX века, дано по существовавшему с 1851 года на этом месте Цветочному рынку.В 1789—1791 годах русло реки Неглинной, протекавшей по современному Цветному бульвару, было превращено в канал, берега которого укрепили каменной кладкой. Разлив реки в центральной части современного бульвара был превращён в бассейн. В 1819 году река была убрана в подземную трубу, а бассейн уничтожен. К 1830-м годам на месте бывшей речной поймы сформировался бульвар. Первоначально бульвар назывался Трубным бульваром, однако после строительства в 1851 году в этом месте Цветочного рынка получил своё нынешнее название — Цветной бульвар. Постепенно бульвар был обстроен каменными домами и приобрёл славу излюбленного места прогулок и увеселений горожан. К концу века из-за многочисленных питейных заведений, открывшихся на бульваре, он приобрёл сомнительную славу места, где собирается городское дно.
В 1880 году на Цветном бульваре был открыт Московский цирк, в 1937 году основан Центральный рынок. В 1947 территория бульвара благоустроена, а в 1958 открыт панорамный, позднее широкоформатный кинотеатр «Мир». В 1988 году была открыта станция метро «Цветной бульвар». В 2007 году в начале Цветного бульвара на Трубной площади открыта станция «Трубная». Ещё одна глобальная реконструкция ждала бульвар в начале XXI века. На бульваре был сооружён фонтан, проведено благоустройство, однако в то же время было вырублено значительное количество старых деревьев, в связи с чем работы на бульваре подвергались критике со стороны экологических организаций.
Несколько утратив популярность на рубеже веков, сегодня Цветной бульвар снова многолюден, во многом из-за популярности бизнес-кварталов, располагающихся по обеим сторонам бульвара. Однако это не мешает бульвару по-прежнему оставаться излюбленным местом отдыха и прогулок для большого количества горожан. Сквер посреди бульвара относится к числу объектов культурного наследия регионального значения.
Исторический центр
Прогулку по историческому центру мы начинаем с Красной площади. Когда-то она была центром политической и общественной жизни Старой Москвы. Здесь с утра до вечера толпился народ и праздный, и деловой; здесь узнавали последние новости. Рядом с Красной площадью начинался Великий торг. Теперь на месте Верхних Торговых рядов - здание Гума, построенное в стиле русских теремов ХYII века. Украшением Красной площади является один из замечательных московских храмов – храм Покрова Божьей матери или Василия Блаженного.От собора Василия Блаженного по Москворецкому мосту мы спускаемся на Болотную площадь. Это тихое живописное место. На Болотной площади находится скульптурная композиция М.Шемякина - «Дети – жертвы пороков взрослых», памятник художнику Илье Репину, фонтан, Лужков мост, его ещё называют «Мостом молодожёнов», соединяет берега Водоотводного канала. На канале – танцующие фонтаны.
С Болотной площади мы попадаем на Берсеневскую набережную, вдоль набережной располагается единственная, почти полностью сохранившаяся, московская городская усадьба XYII века – палаты Аверкия Кириллова. По Патриаршему мосту мы выходим к храму Храста Спасителя и по Волхонке попадаем в Александровский сад.
Северный Речной вокзал
Северный Речной вокзал (СРВ или в обиходе — Речной вокзал, Речной, Речник) Московского речного пароходства — один из двух речных вокзалов Москвы (вместе с Южным). Расположен на берегу Химкинского водохранилища (Ленинградское шоссе, 51). Находится на территории Северного административного округа г. Москвы. Северный речной вокзал был построен одновременно с Каналом имени Москвы ещё до заполнения Химкинского водохранилища в 1937 году (архитекторы А. М. Рухлядев, В. Ф. Кринский, скульптор И. С. Ефимов и др., художник Н. Я. Данько и др). Вокзал является памятником архитектуры и одним из символов Москвы — «порта пяти морей».Здание выполнено в форме огромного корабля. Наиболее характерные архитектурные элементы здания вокзала — высокий шпиль и широкая центральная лестница. Шпиль увенчан звездой, которая в 1935—1937 годах находилась на Спасской башне Московского Кремля. Серп и молот инкрустированы уральскими самоцветами. Вход украшен майоликовыми панно, на которых в частности изображена «Москва будущего». Показаны Дворец советов, и станция метро Киевская. Террасы вокзала украшают фонтаны «Север» и «Юг», символизирующие связь южных и северных водных путей в Москве. Уникальные куранты, стоящие в башне вокзала, перевезены сюда из Воскресенского собора г. Волоколамска. В здании вокзала расположен ресторан. В башне имеется механизм, позволяющий опускать шпиль со звездой. По первоначальному замыслу звезду должны были опускать и поднимать каждый раз, когда заканчивалась и возобновлялась навигация. Однако звезду за все годы опускали лишь несколько раз. К вокзальному зданию примыкает парк площадью около 50 га. В нем установлен памятник — бюст Алексея Николаевича Крылова (кораблестроитель, специалист в области механики, математик, академик АН СССР).
Общая длина причалов вокзала — около полутора километров, из них примерно половина была построена в 1960-е годы. От Северного речного вокзала отправляются суда, работающие на круизных маршрутах до Санкт-Петербурга, Астрахани, Ростова-на-Дону, Перми и суда, работающие на прогулочных маршрутах до бухты Радости, Троицкого. Наиболее популярны прогулки по Химкинскому водохранилищу без высадки на берег. До конца навигации 2005 года существовали рейсовые маршруты до Аксаково, Михалёво, Тишково, на которых работали теплоходы «Ракета». В настоящее время теплоходы «Ракета» работают только на прогулочных маршрутах.
Тверской бульвар
Тверской бульвар — бульвар в Центральном административном округе города Москвы, самый старый и самый протяжённый на Бульварном кольце. Проходит от площади Никитских ворот до Пушкинской площади. Слева к бульвару примыкают Большая Бронная улица, Богословский и Сытинский переулки. Нумерация домов ведётся от площади Никитских ворот. Назван в 1796 году по Тверской улице, к которой примыкает. Первоначально назывался просто Бульвар, так как он был единственным в Москве.Бульвар был запроектирован ещё в «Прожектированном плане Москвы 1775 года». Несмотря на то, что стена Белого города была снесена на этом участке в 1782 году, бульвар проложили только летом 1796 году. Его устройством руководил архитектор С. Карин. Первоначально на бульваре посадили берёзы, а после того, как они не прижились, — липы. Вскоре бульвар стал местом прогулок и встреч московского дворянства. Проезды бульвара застраиваются дворянскими особняками в стиле классицизма. Осенью 1812 года во время пожара дома по обеим сторонам бульвара сильно пострадали, а на самом бульваре был устроен лагерь французских солдат, которые вырубили на топливо почти все деревья. Через короткое время бульвар восстановили и построили беседки, мостики и фонтаны.
В 1880 году в конце бульвара установили памятник А. С. Пушкину. В 1880-х годах. по бульвару проложили линию конки, в 1911 году заменённую трамваем. В конце XIX века на бульваре появляются доходные дома в стиле эклектики и модерн. В октябре 1917 году на бульваре происходили бои между вооружёнными отрядами большевиков и юнкерами, в результате которых в начале бульвара сгорел дом. На его месте в 1923 году установили памятник К. А. Тимирязеву. В 1920-х годах на бульваре проводили книжные базары.
В 1946 году по проекту архитектора В. И. Долганова бульвар был перепланирован и благоустроен. Устроены цветники и посажены новые деревья. Установлена чугунная ограда (архитектор Г. И. Луцкий). В 1949 году с бульвара убрали трамвайные пути и пустили троллейбус. В 1950 году на Пушкинскую площадь перенесли памятник Пушкину. В 1976 году по нечётной стороне снесли целый квартал зданий (№ 29—35), на месте которых разбили сквер. В 1995 году на бульваре установили памятник С. А. Есенину.
Болотная набережная
Болотная набережная (до 1922 включала б. Кокоревский бульвар) — набережная по левому (северному) берегу Водоотводного канала в районе Якиманка города Москвы. Начинается от западной стрелки острова между Водоотводным каналом и рекой Москвой, оканчивается у Малого Москворецкого моста. На набережную выходят улица Серафимовича, Болотная площадь, Фалеевский переулок. Нумерация домов запутана: от стрелки острова до Малого каменного моста идут нечётные номера 1 — 15, от Малого Москворецкого моста до Фалеевского переулка — чётные, от 2 до 18.Болотная набережная объединяет две исторические местности Москвы — Берсеневку и Болото. Между ними с незапамятных времен проходит дорога на Калугу (см. Большая Якиманка, Большая Полянка. Набережная ведет свою историю от прокладки Водоотводного канала в 1780-е гг. В XVIII веке между ним и Берсеневской набережной был учрежден Винно-соляной двор — крупнейший в городе акцизный склад, а к востоку от него, на Царицыном лугу (с начала XIX века — Болотная площадь), стояли лавки купцов.
Западная часть набережной (так же, как и расположенная к югу Голутвина слобода) в XIX веке превратилась в промышленную зону в самом центре города. В 1885 на Берсеневке начинается строительство фабрики Эйнем («Красный Октябрь»; первая фабрика Эйнем была построена в 1867 на Софийской набережной). В 1880 П. Н. Яблочков получил контракт на устройство электростанции для освещения Храма Христа Спасителя на Винно-соляном дворе, однако его компания так и не приступила к работе. После двух других неудачных попыток электростанцию на Берсеневке пустил в действие инженер А. В. Ребиков в 1883. Мощности станции едва хватало для освещения храма, поэтому для иллюминации коронации Александра III в том же году пришлось развернуть передвижную электростанцию на Софийской набережной. А в 1906 по проекту архитектора В. Н. Башкирова на Болотной набережной была построена Московская трамвайная электростанция, действующая по сей день (МОГЭС-2). Восточная часть набережной, между Болотной площадью и Балчугом, была застроена крупными зданиями, среди которых выделяется Кокоревское подворье, занимавшее целый квартал между рекой и каналом, и дом дешёвых квартир на углу Фалеевского переулка.
В начале 1990-х гг. правительство Москвы заявило о планах реконструкции берсеневской промышленной зоны; впоследствии идея реконструкции Берсеневки и Болота получила броское имя «Золотой Остров». Были снесены здания, примыкающие к Москворецким мостам — на их месте по сей день пустыри и маловыразительное здание «Царёва Сада». В 2000-е годы программа практически встала, из-за разногласия между интересами различных групп, «застолбивших» участки острова. «Корпорация развития территорий», в 2003 назначенная генеральным менеджером проекта, не сумела его организовать и была отстранена от управления в начале 2007. В 2007 активно строился единственный объект «Острова» — продолжение пешеходного Патриаршего моста по эстакаде через Берсеневку к Якиманке. Сдача моста планируется на конец 2007 года. Вся существующая застройка Болотной набережной от яхт-клуба до нового моста идёт под снос, на её месте планируется плотная офисная застройка.
Электростанция и «Ударник» — сохраняются. Широко обсуждается проект «подводной» автостоянки под Водоотводным каналом. Между тем, на Софийской набережной продолжается разрушение заброшенных исторических домов (номер 4—24), которые (за исключением дома 14, бывшей усадьбы Харитоненко, резиденции посла Великобритании) запланированы к сносу. На их месте планируется выстроить гостиничный комплекс (140 тыс. кв. м) и жилой дом (свыше 36 тыс. кв. м). Фасады Кокоревского подворья по Болотной планируется сохранить, а на месте дома бесплатных квартир Бахрушина выстроить квартал-новодел (не трогая, конечно же, здания Роснефти, в прошлом также дома бесплатных квартир).