Ленинский проспект получил свое название в 1957 году в честь Владимира Ильича Ленина (Ульянова) – основателя Советского государства. От Калужской площади до Московской кольцевой автомобильной дороги. Это основная магистраль, связывающая юго-запад Москвы с центром, и самый прямой путь из исторического центра города к аэропорту Внуково.
Улица брала начало от ворот Калужской башни Земляного города, которая была каменной, так как находилась на самом опасном направлении - на юге, со стороны вероятного нападения крымчаков. Рядом был и Крымский двор, в котором в мирное время останавливались Крымские послы и гонцы. Как обычно, на площади у заставы и рядом с ней по улице, в людных местах, сосредотачивались лавки, съестные заведения, располагался рынок. В XIX веке площадь Калужской заставы получила правильные очертания в виде круга, от которого веером расходились улицы, ведшие за пределы Земляного города, но в последнее время площадь была перестроена и уже абсолютно не напоминает круг.
Начало правой стороны Большой Калужской улицы (Ленинский проспект) застроено зданиями общественного назначения – институтами и больницами. За вестибюлем станции метро «Октябрьская», встроенным в современное здание, находятся солидные строения институтов. В первом (№4), современном, поднятом на столбы, построенном в 1977 году по проекту архитекторов И. Гомелиной и О. Шустиковой, - Институт стали и сплавов, а во втором (№6) - Горный институт, ставший недавно академией. Это здание имеет сложную, долгую и интересную историю.
История участка, на котором оно стоит, начинается с того времени, когда здесь, недалеко от Калужской башни, находилось татарское кладбище. Оно было упразднено, а земля его перешла к графу А.Г. Орлову-Чесменскому. В конце 1799 года он уступил этот участок своему шурину Лопухину, начавшему застраивать его зданиями, автором которых, предположительно, был ученик М.Ф.Казакова. Усадебный комплекс представлял собой сложную композицию, состоявшую из главного двухэтажного с антресолями дома, соединенного длинными одноэтажными переходами с двумя квадратными в плане флигелями. К 1803 году построили почти все из предложенного архитектором, но хозяин дома неожиданно скончался, и усадьбу вновь приобрел А.Г.Орлов. Его наследница графиня Анна Алексеевна продала дом в 1809 году Д.М. Полторацкому за 80 тысяч рублей, и новый владелец сразу же занялся ремонтом дворца, производившимся архитектором В.П. Стасовым. Устройство дома, меблировка, отделка закончились, когда грянула война 1812 года. Владельцы бежали из города и со страхом узнали о грандиозном пожаре Москвы, но к счастью, их дворец не пострадал, и именно в нем 19 мая 1814 года московское дворянство праздновали взятие Парижа русскими войсками. Однако в декабре 1815 года пожар все таки не миновал усадьбу, сгорели деревянные этажи главного здания и уже более не восстанавливались - дела Полторацких были не блестящи, и через несколько лет они вообще продали усадьбу.
Ее в ноябре 1832 года приобрело за 100 тысяч рублей Московское купеческое общество сначала для расширения Андреевской богадельни, позже для размещения Мещанского училища, открытого в апреле 1835 года. Для этого потребовалось значительное увеличение здания, что и было сделано архитектором М.Д. Быковским в 1836-1839 годах. В последующие годы училище расширялось, здание увеличивалось, но самое большое изменение оно претерпело уже в советское время. В 1918 году в здании бывшего Мещанского училища обосновалась Горная академия, а в 1930 году тут разместились шесть различных институтов. Для трех из них (горного, нефтяного и черной металлургии), оставшихся в этом здесь, опять надстраивали и изменяли фасад здания, но все равно оно хранит в себе остатки старинного особняка.
За зданием бывшего Мещанского училища идут участки больниц, начинающиеся с 1-й Градской, как многие москвичи называют ее по старой памяти. Представительное здание больницы находится на земельном участке, который в XVIII веке принадлежал потомку думного дьяка, перешедшему в следующем столетии к графу Алексею Григорьевичу Орлову. Он приобрел также и соседние владения А.Н. Тютчевой и С.Ф. Протасова и в конце века стал собственником огромной даже по московским меркам усадьбы (площадью более 23 га), в которой он устроил свою постоянную резиденцию с тех пор, как вышел из фавора. Среди москвичей ходили легенды о необыкновенных обедах графа Орлова, о его роскошных выездах, многолюдных приемах, великолепных праздниках - он был своеобразной московской достопримечательностью. Недалеко от дома он устроил специальное место для «конской скачки», в которых участвовали его знаменитые рысаки. К вящему изумлению москвичей конский бег огородили огромными китовыми ребрами, которые потом передали в университет как необыкновенный раритет. После смерти графа, который скончался в сочельник 24 декабря 1807 года, усадьба перешла к единственной дочери Анне, которая продала весь участок для устройства городской больницы.
По преданию, своим появлением эта больница обязана генерал-губернатору, князю Голицыну. Он осматривал работы по строительству Большого Петровского театра и увидел на Театральной площади толпу около крестьянской телеги. Послали узнать, в чем дело, и оказалось, что там лежало тело крестьянина – он умер, так и не получив медицинскую помощь. Голицын был настолько поражен, что в самом скором времени московская казна приобрела большой участок земли у Анны Орловой, но котором и была возведена лечебница. В начале мая 1828 года купили участок, а уже к концу того же месяца митрополит Филарет освятил закладку здания, архитектором которого был Бове. А главным деятелем этого начинания был известный медик Христиан Лодер, прославившийся неутомимой деятельностью по устройству военных госпиталей в Отечественную войну 1812 года и образцовой постановкой преподавания медицины в университете. Строительство большого здания – одного из лучшего произведения Бове – продолжалось, даже с перерывом, вызванным эпидемией холеры, недолго: уже к концу 1832 оно было почти готово, в июле 1833 года состоялось освящение, и 14 октября того же года 1-ая Градская больница приняла больных.
Рядом с ней так же стоит больница, старше ее на 30 лет и построенная тоже знаменитым архитектором, но уже на частные средства - князей Голицыных, и поэтому называвшаяся Голицынской. Теперь мало кто помнит об этом, ибо обе больницы входят в комплекс 1-й городской клинической больницы. В конце XVII веке на этом месте было загородное владение боярина Бориса Прозоровского, перешедшее по его завещанию к Екатерине I. Здесь стоял деревянный двухэтажный дворец, однако, не очень большой. В 1728 году этот участок казна продала братьям баронам Строгановым. Потомки баронов владели участком до 1795 года, когда его купил князь Дмитрий Михайлович Голицын.
В продолжении 30 лет он был российским послом в Австрии и все время жил в Вене. Свое немалое состояние князь завещал «на заведение в столичном городе Москве богаделен и больниц». После его смерти в 1793 году на участке по Калужской дороге решили построить больницу, а проект ее заказали виднейшему архитектору М.Ф. Казакову. Больница была открыта 22 июля 1802 года. Сейчас обе эти больницы - и Голицынская, и 1-я Градская – впечатляют величественной простотой и монументальным обликом, но можно себе представить, как они смотрели в Москве начала XIX века, окруженные полями, лугами и деревянными избами обывателей. Между Нескучным садом и Голицынской больницей в середине XIX века находилась суконная фабрика Титова. В 1860-х годах ее земля и здания уже принадлежали Городской управе, которая в 1866 году для Титова и некоторые корпуса фабрики приспособила для 2-й Градской больницы, а в 1867 году в одном из корпусов фабрики открыла Городской арестный дом, заменивший известную «Яму». Вместо «Ямы» получились не менее известные «Титы».
Далее к Ленинскому проспекту выходят деревья живописного Нескучного сада, который образовался в 1840-е годы слиянием трех частных усадебных садов, принадлежавших ранее князьям Голицыным, горнозаводчику П. Демидову и князю Н. Трубецкому. Само то Нескучное было Демидовским. Правда, не Акинфия Демидова, известного уральского заводчика, а его сына – Прокофия Акинфиевича, известного чудака. Но главное, Прокофий был ботаником. Он прославился оранжереями и теплицами. Академик Палас отмечал, что демидовский сад «не только не имеет себе подобного в России, но и со многими в других государствах славных ботаническими садами сравнен быть может как редкостью, так и множеством содержавшихся в нем растений.».
Все в саду было сделано руками самого Демидова. Кстати, как один из примеров его чудачеств, можно упомянуть, что заметив как некоторые из приглашенных дам безжалостно срывают редкие цветы, хозяин заменил садовые скульптуры на обычных голых мужиков, неподвижно наблюдавших за гостьями, но в случае необходимости, соскакивающих с античных пьедесталов и до смерти пугающих любительниц букетов. А сад тем временем все совершенствовался. Сначала появились экзотические фрукты и цветы, затем прочие растения (включая ананасы). На 1781 год тут значилось 2224 вида всевозможных растений.
После смерти Демидова Нескучным завладел граф Алексей Орлов-Чесменский. Жил граф среди роскоши, поистине азиатской. Нрава был крутого, на расправу скор, однако и хлебосолен. Главной достопримечательностью орловского владения был так называемый воздушный театр. Он представлял из себя крытую большую галерею, где вместо декораций использовались настоящие деревья и кусты. Заканчивались представления роскошным фейерверком. В 1808 году граф скончался, все его владения перешли к дочери Анне Алексеевне, которая в свою очередь продала их царю.
Рядышком с орловскими владениями были владения Голицыных. Эта земля принадлежала им с семнадцатого века, и хозяева держались за нее как за главнейший из фамильных раритетов. В частности, когда главнокомандующий города Москвы князь Прозорский просил Голицына продать участок под больницу, князь ответил отказом, сославшись на то, что семья пристрастны к этому месту и берегут его, как сокровище, от прадедов дошедшее, и намерены кончить там и век свой. Самой колоритной жительницей владений была княгиня Н. Голицына, прообраз пушкинской старухи из «Пиковой дамы». Она была скупа, дряхла и вредоносна. Словом, обладала теми качествами, что и ее литературная модель. К тому же, она, как и все в ее роду, держалась за свою недвижимость.
Так что царь купил имение Голицыных лишь после ее смерти (а умерла она в девяносто три года), когда очередной потомок с легкостью расстался с «сокровищем, от прадедов дошедшим».
Последнее же владение перед Калужской заставой собственно и называлось Нескучным. Основание ему положил, по всей вероятности, князь Никита Юрьевич Трубецкой. Говорят, что главный дом построен был известным архитектором Ухтомским, но проверить это, к сожалению, невозможно. После смерти князя, его потомки сдавали усадьбу в наем, а в 1821 году Нескучным владеет уже князь Лев Александрович Шаховский. Кстати у Шаховского произошел небольшой конфуз с этими угодьями. Там располагался ничем не примечательный колодец. Правда, москвичам казалось странным, что колодец вырыли на самом берегу Москвы-реки – вода в реке в те время была вкусная и вполне пригодная для питья. Князь Шаховский, на земле которого располагался исторический колодец, был отнюдь не бедным. И ничего нет удивительного в том, что как то раз к Льву Александровичу явился некий иноземный доктор Рейс, и заявил что Шаховский располагает невиданным богатством – источником целительной воды, способной излечить людей от всех болезней. Что доктор, дескать, лично сам обследовал колодец и убежден, что химический состав этой воды настолько совершенен, что глупо не воспользоваться этим чудом. Дело за малым – нужно оборудовать вокруг колодца всяческие ванны для купания, бюветы для питья и прочие необходимые аксессуары. Доверчивый Лев Александрович стал финансировать курортное строительство. Открытие этого заведения ожидали в Москве с нетерпением- слух о невиданной водолечебнице давно ходил по городу. Однако, горожане походили, посмотрели, поглотали минеральных вод, не нашли в них ничего особенного и перестали посещать источник. Шаховский еще несколько раз давал деньги на усовершенствование источника, правда, они похоже помогали богатеть только доктору Рейсу. И дело, которое начала вызывало любопытство москвичей, стало все чаще вызывать насмешки. В конце концов, в районе улицы Остоженки открылась минеральная лечебница другого иноземца – Лодера. Стало ясно окончательно, что Рейс – на самом деле жулик и был изгнан. А землевладение, заполучившее столь курьезную славу, Шаховский продал дворцовому ведомству.
Таким образом, единым владением царское Нескучное становится в несколько этапов: в ноябре 1826 году было куплено Нескучное Трубецких-Шаховских, потом в 1832 году демидовский дом и, наконец, в 1842 году голицынский.
Нескучное сделалось царским подарком. Государь Николай Павлович реши презентовать его своей супруге Александре Федоровне. Собственно, тогда название – «Нескучное» - и появилось. Было и другое – «Александровское», в честь новой владелицы, но оно не прижилось. Главной достопримечательностью Нескучного был конечно Воздушный (или Зеленый) театр. Он вмещал полторы тысячи зрителей, сцена была обычная лужайка, а кулисами и декорациями – деревья и кусты. Но, поскольку все это организовала царская фамилия, незатейливый театр был довольно известен, и в нем играли первые знаменитости своей эпохи – Щепкин, Ленский и Мочалов.
В советское время Нескучное превратилось в первый в СССР парк культуры и отдыха, увеселительная часть которого находится около Крымского моста, а «спокойная» зона примыкает к ней с юга, почти до Андреевского моста Окружной железной дороги. Сам Александровский дворец отвели под Центральный музей народоведения. А в 1934 году в связи с переводом Академии наук из Ленинграда в Москву власти отдали дворец для ее президиума. Перед дворцом установили фонтан скульптора И.П.Витали, снятый с Лубянской площади и лишившийся многих деталей своего декоративного оформления. В бывших хозяйственных помещениях слева от дворца поместили одни из самых интересных, но к сожалению, мало посещаемых музеев – минералогический.
В ознаменование 800-летия Москвы в Нескучном на краю обрыва поставили в 1951 году беседку перед партером и фонтанами. Проект ее выполнил С.Я. Икоников, а барельефы с изображениями самых значительных событий в истории города – скульптор А.А. Котихин. Из других интересных зданий на Ленинском проспекте, стоит упомянуть два жилых дома (№11 и 13), авторство которых принадлежит двум самым известным архитекторам советского периода – И.В. Жолтовскому и А.В. Щусеву. Но если первое здание, как правило упоминается в монографиях о Жолтовском, то второе было как бы проходным в творчестве Щусева.
Дом № 11 начали еще перед войной – в 1940 году, а закончили в 1949 году. В доме самой значительной деталью является крупный, далеко вынесенный карниз, ради которого пошли на дорогие конструктивные усложнения. Щусевкий дом №13, выстроенный в 1938-1939 году добротный и солидный, предназначался для сотрудников Академии наук СССР, но кроме многих академиков, в нем жили маршал авиации С.А. Худяков и сам Щусев. Одна из самых замечательных построек Ленинского проспекта - живописный ансамбль нескольких строений, образующих больничный комплекс (№27), задуманный для размещения Медвековских благотворительных учреждений.
Вдова коммерции советника Александровича Ксенофонтова Медведникова скончалась в 1899 году завещав на дела благотворительности огромную сумму – более 5 миллионов рублей, из которых около двух третей отводилось на благотворительность в Москве. На часть этого капитала стали строить больницу и богадельню на городских землях по Калужской дороге, открытые 20 декабря 1903 года. Автором был архитектор Сергей Устинович Соловьев, создавший одно из самых лучших своих творений, полное романтических ассоциаций с псковской архитектурой. По линии улицы - живописная группа зданий, из которых в левой части находились две богадельни – Медведниковская и Рахмановой (построенная на средства купчихи А.К. Рахмановой). У обоих зданий были свои домовые храмы: в богадельне - Тихвинской иконы Божьей Матери, а в больнице – Козельщинской. В советское время в этих зданиях находилась 5-я городская больница, а теперь – Центральная клиническая больница имени московского митрополита святителя Алексия.
Ленинский проспект упирается в площадь Гагарина, где установлен памятник - рифленая колонна из титана высотой 33 метра, на которой стоит фигура космонавта в скафандре. От площади Гагарина Ленинский проспект протянулся до МКАД, после пересечения с которой переходит в Киевское шоссе. Ленинский проспект является второй по ширине улицей Москвы - после Ленинградского проспекта. Ленинский проспект это единственная в Москве радиальная магистраль, не меняющая название на всём протяжении - от Садового кольца до МКАД. Район: Западный, Тропарево-Никулино, Юго-Западный, Гагаринский, Южный, Донской, Ломоносовский, Обручевский, Проспект Вернадского, Центральный, Якиманка, Теплый стан. Близлежащие метро: Ленинский проспект, Октябрьская, Проспект Вернадского, Университет, Юго-Западная. Прежние названия улицы: Большая Калужская улица.
© По материалам книги Аверьянова К.А. «История московских районов»