Леонтьевский переулок протянулся между Большой Никитской и Тверской, и прежде имел несколько названий. Первоначально здесь жили слободой торговцы и ремесленники, выходцы из Новгорода. Позднее их земли перешли в руки знатных фамилий – Толстых, Мещерских, Шереметевых. До середины XVIII века переулок значится Шереметевским. Когда несколькими домами здесь завладел генерал-аншеф М.И. Леонтьев, он стал Леонтьевским.
Впервые водоворот революции захватил этот переулок в 1905 году. Там, где сейчас располагается школа, в доме №19, находилось Капцовское училище. Построенное архитектором Д.Чичаговым в конце XIX века, оно выглядело очень эффектно, имело островерхую крышу с башенками. В нем помещалось городское мужское начальное училище имени А.С. Капцова, московского купца, пожертвовавшего деньги на его строительство. Затем к этому зданию пристроили еще одно – городское женское начальное училище имени К.В. Капцовой. В обоих училищах занимались 800 детей. Здание было известно революционерам; в годы первой русской революции они облюбовали его для проведения митингов и собраний. Когда свершилась Февральская революция, в здании обосновался вышедший из подполья МК РСДРП (б) (Российская социал-демократическая рабочая партия) ; здесь помещались редакции газеты большевиков «Социал-демократ» и журнала «Спартак». Находились они здесь с марта по июль 1917 год, о чем напоминает на стене перестроенного здания мемориальная доска.
Многие особняки в переулке, прежде принадлежавшие аристократам, перешли в руки фабрикантов и купцов. Хозяевами переулками стали представители купеческих фамилий - Алексеевы, Мамонтовы, Морозовы. Дом № 5 соорудил для типографии родственник Саввы Морозова – А.И. Мамонтов. Рядом с бывшей типографией красуется здание в русском стиле, напоминающее сказочный терем. Это бывший Кустарный музей, ныне Музей народного искусства. Возник он в 1885 году после состоявшейся в 1882 году в Москве на Ходынском поле Художественно-промышленной выставки, где, в частности, демонстрировались изделия крестьян разных областей России. На основе экспонатов той выставки и был создан музей, где хранились коллекции изделий хохломских, дымковских, палехских, великоустюжских и других мастеров художественных промыслов.
Деньги на строительство музея дал легендарный Савва Морозов. Дедом Морозова был бывший крепостной крестьянин, ставший основателем династии фабрикантов. За большие деньги он купил у помещика свободу себе и пятерым сыновьям. Начинал пастухом, был извозчиком, ткачом, а затем в конце XVIII веке создал свое шелкоткацкую фабрику в нынешнем Орехово-Зуеве. Здесь произошла знаменитая Морозовская стачка. Внук основателя мануфактуры Савва Тимофеевич, приняв дело после окончания Морозовской стачки, постарался улучшить жизнь рабочих. Он был дружен с К.С. Станиславским и М. Горьким, близко знаком с Н.Э. Бауманом, оказывал денежную помощь РСДРП. В своем завещании он распорядился передать большую сумму партии большевиков.
Еще одним домом в переулке № 22 (ныне перестроен). Владел купец первой гильдии Иосиф Гранат. Вместе с братом Александром он издавал энциклопедический словарь. Вообще, издание словаря является уникальным в истории книжного дела. Александр Гранат приобрел право на издание энциклопедического словаря в 1892 году и привлек к делу лучших ученых своего времени. Одним из редакторов был профессор К.А. Тимирязев. В 22-м томе словаря, вышедшем в 1915 году, была напечатана статья «Маркс» с библиографическим обзором литературы по марксизму. Автором ее был Ленин, выступивший под псевдонимом В.Ильин. Седьмое издание словаря, начатое в 1910 году, выходило до 1948 года. По сей день 58 томов энциклопедии пользуются большим спросом.
Дом №4 – это прелестный двухэтажный особняк с колоннадой, портиком и прочими украшениями, свойственными классицизму. В свое время им владела Аграфена Федоровна Закревская, урожденная графиня Толстая, жена генерал-губернатора. Даму эту увековечил А.С. Пушкин, поэт посвятил ей свои стихотворения «Портрет» и «Наперсник». Как полагают, образ беломраморной красавицы Нины Воронской в VIII главе «Евгения Онегина» также навеян Аграфеной Закревской.
Домом №18 владели Уваровы. Сергей Сергеевич Уваров образованнейший человек, он опубликовал работы по древней греческой литературе и археологии. В течение многих лет являлся президентом Академии наук, был министром народного просвещения. Интерес к археологии Сергей Уваров передал сыну Алексею, чье имя известно каждому археологу. Он один из основателей отечественной археологии, Исторического музея, Московского археологического общества. Страсть к археологии разделяла его жена Прасковья Уварова, ставшая после кончины мужа председателем Московского археологического общества; она была также председателем комиссии по сохранению древних памятников и изучению старой Москвы. Ныне в особняке размещается посольство Украины.
Другой особняк, сохранивший черты начала XIX века, - двухэтажный дом под №6. Укрепленная на нем мемориальная доска сообщает, что здесь жил и скончался в 1938 году Константин Сергеевич Станиславский. Родился он в Москве в доме на Большой Алексеевской улице, где находился до революции принадлежавшая Алексеевым (настоящая фамилия Константина Сергеевича, Станиславский –артистическая фамилия) фабрика, национализирована после Октябрьской революции. Алексеевы имели в Леонтьевском переулке особняк (дом №9), однако основатель Московского Художественного театра до революции много лет прожил в Каретном ряду. В 1920 году ему пришлось переехать с насиженного места. Потому, что находившейся рядом с домом Станиславского автобазе потребовалась дополнительная площадь, и управляющий делами Совнаркома Бонч-Бруевич вынужден был распорядиться о переселении. Ленин, после обращения Луначарского, подписал постановление о предоставлении Станиславскому и его семье особняка в Леонтьевском переулке. Сюда на второй этаж и переехала его семья.
Особняк в это время еще хранил следы былой роскоши – штофные обои, фигурный паркет, лепнину и многое другое. В кабинет Станиславского вела дверь, перевезенная с Каретного ряда. В свое время эта дверь была выполнена для спектакля «Скупой рыцарь». Вскоре новый адрес Станиславского стал известен всей театральной Москве. Сюда потянулись ученики, друзья, авторы, художники. С утра до вечера в доме проводились репетиции, лекции, диспуты. Бальный зал стал театральным. Между колонн появилась сцена с холщовым занавесом. К залу примыкал кабинет Константина Сергеевича. Сюда за честь считал прийти каждый – и начинающий актер, и известный драматург. Бывал здесь не раз и писатель Михаил Булгаков, подробно описавший дом, а также свое первое его посещение на страницах «Театрального романа». Сейчас в доме музей К.С. Станиславского, вход в него со двора, где прежде был сад. Леонтьевский переулок в период с 1938 по 1993 год назывался улицей Станиславского, но потом переулку было возвращено его историческое название.
В Леонтьевском переулке много лет жила Гликерия Федотова, великая актриса Малого театра. Из трех домом, где находились ее квартиры, сохранился одноэтажный особняк №25 в конце улицы. Гликерия Федотова блистательно сыграла в пьесах А. Островского 29 ролей и в пьесах Шекспира 19 ролей – много, как никто другой из русских актрис за полвека служения сцене. В обычном жилом доме №24 находилась последняя московская квартира Антона Павловича Чехова. Сюда он приехал тяжело больной в начале мая 1904 года из Крыма, прожил несколько месяцев и уехал в последнее путешествие, в Швейцарию. В этом же доме была квартира Федора Шаляпина, он занимал ее с начала 1900 до конца 1904 года. Район: Центральный, Пресненский, Центральный, Тверской. Близлежащие метро: Арбатская, Пушкинская, Тверская. Прежние названия улицы: Шереметевский переулок, Улица Станиславского.
© По материалам книги Аверьянова К.А. «История московских районов»