Храм Василия Блаженного на протяжении пяти веков — один из главных символов Москвы и России в целом. Однако вокруг него по-прежнему ходит много легенд.
МИФ №1. Архитекторы Барма и Постник, которых ослепил Иван Грозный…
Считается, что строителями собора были русские зодчие Барма и Постник, которых, потом лишил зрения Иван Грозный. На самом деле имя архитектора(или архитекторов) до сих пор неизвестно. В летописях и документах, времён строительства храма, нет упоминаний о Барме и Постнике. Их имена значатся лишь в более поздних источниках XVI-XVII веков: «Житии митрополита Ионы», «Пискарёвском летописце» и «Сказании о великорецкой иконе чудотворца Николы». Относительно того, кто является архитектором собора, существует несколько точек зрения. Советский историк Николай Калинин писал, что строителем собора был один человек – Постник Яковлев по прозвищу Барма. Представитель современной школы Александр Мельник, развивая идею историка и искусствоведа Николая Брунова, утверждает, что зодчий был западноевропейского происхождения. В начале XVII века появилась легенда об ослеплении архитекторов храма Василия Блаженного Иваном Грозным, чтобы они не смогли повторить свой шедевр. Но документального подтверждения эта история не имеет.
МИФ №2. Строительство собора завершено в 1560 году…
До середины XX века было принято думать, что храм был построен в 1560 году: это число фигурировало во всех официальных документах и научных трудах. Но во время реставрации 1957 года под несколькими слоями масляной росписи в шатре центральной церкви храма нашли храмозданную надпись. Спустя 4 года, когда её раскрыли полностью, выяснилась точная дата освящения собора – 12 июля 1561 года по новому стилю.
МИФ №3. Храм Василия Блаженного – официальное название собора…
С конца XVII века за собором закрепилось название Храма Василия Блаженного. Между тем, он освящён Собором Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву, и по-прежнему называется так в официальных источниках. Собор был возведён по случаю победы в Казанском походе и изначально являлся в большей степени мемориальным: не отапливался, службы зимой не проводились. В 1588 году, после обретения мощей Василия Блаженного, появился придел, названный его именем. Эта церковь, единственная из всего храма, была открыта для прихожан и паломников круглый год, даже в ночные часы. Таким образом название церкви Василия Блаженного стало народным именем всего собора.
МИФ №4. Средства на строительство храма собирал Василий Блаженный…
По одной из легенд, деньги на возведение храма собирал Василий Блаженный. Якобы он приносил монеты на Красную площадь, бросал через правое плечо, и никто не трогал их, пока юродивый перед смертью не передал всю сумму Ивану Грозному. Но этот миф не находит отражения ни в одной из редакций жития святого. Более того, согласно тексту сокращенного жития, святой умер 2 августа 1552 года: за 2 месяца до окончания Казанского похода – события, к которому приурочено строительство храма. А сам собор был заложен лишь спустя три года, в 1555.
МИФ №5. Все церкви Храма Василия Блаженного посвящены Казанскому походу…
Не все церкви собора имеют связь с этим событием. Казанскому походу посвящены меньше половины, 4 из 9 церквей. Церковь Святой Троицы, например, построена на месте древней Троицкой церкви, поэтому и названа так. Придел Василия Блаженного, как было сказано выше, освящён именем юродивого, захороненного в этом месте. В честь соответствующего праздника построена церковь Входа Господня в Иерусалим. Варлаам Хутынский, именем которого названа юго-западная церковь, являлся покровителем царского рода. А церковь Николы Великорецкого посвящена образу Николая Чудотворца.
МИФ №6. Библиотека Ивана Грозного в подвалах Покровского собора…
Существует легенда о том, что в мрачных подвалах Покровского собора находится библиотека Ивана Грозного. Но дело в том, что подвалов здесь нет и быть не может: храм возводился на искусственном насыпном холме, единственное, что позволили себе архитекторы это неглубокий ленточный фундамент. Он едва ли достигает 2 метров при высоте здания в 61 метр. Функцию подвала визуально выполняет пространство между первым ярусом упраздненной церкви Феодосии Девы и соборной ризницей XVII века. Реставраторы специально не трогали его, чтобы можно было видеть своды Феодосии Девы и аутентичную стену прилегающей церкви Василия Блаженного.