Из всех известных карельских петроглифов (как правило, они небольших размеров, 10—50-ти сантиметров, но есть и крупные, можно сказать, «гигантские» экземпляры) исследователям удалось истолковать на сей день не более половины. У ученых не возникает вопросов, когда на камне они видят фигуры лебедей, рыб, лесных зверей и охотников за ними.
Петроглифы, как и знаменитые Кижи и Валаам, считаются одними из главных туристических брендов Карелии, тем более что открытия новых наскальных изображений продолжаются до сих пор. Последнее открытие неизвестных ранее петроглифов было сделано в 2005 году совместной экспедицией карельских и британских археологов на реке Выг.
Главные достоинства петроглифов Карелии — оригинальность, загадочность, разнообразие тематики, стиля, качество выбивки, хорошая сохранность, исключительно выразительное природное окружение, обилие древних стоянок в непосредственной близости от наскальных памятников.
Наскальные рисунки — это не просто картинки с натуры, это переработанный сознанием человека реальный мир, связанный с культом, системой верований и обрядов, мироощущением людей в целом. Вне всякого сомнения, они занимали важнейшее место в жизни древнего человека. Племена, обитавшие здесь в то время, вероятно, были предками саамов.
Традиция наскального искусства в Карелии охватывает тысячи лет — от конца пятого до начала третьего тысячелетия до н. э., иначе говоря, возраст гравировок не менее шести тысяч лет. Возможно, даже больше, принимая во внимание современные радиоуглеродные корректировки дат. Это было еще до знаменитых египетских пирамид и древнейших цивилизаций Шумера и Аккада.
Петроглифы Карелии могут служить прекрасным материалом для восстановления картины жизни древних обитателей этих мест. Здесь фигурируют и основные объекты промысла — северные олени и лоси, моржи, тюлени, киты, и орудия труда, прежде всего, лодки, гарпуны, луки со стрелами, копья. Изображения лыж и лыжников относятся к числу наиболее древних не только на севере Европы, но и во всем мире. Кстати, норвежские исследователи утверждают, что именно предки саамов первыми из европейцев встали на лыжи!
Современные лозоходцы с помощью рамки определили, что на этой территории находятся энергетически активные зоны, благотворно влияющие на человеческий организм. Может быть, именно поэтому древние люди, еще не отдалившиеся от природы, являющиеся ее неотъемлемой частицей и поэтому тонко чувствующие такие места, выбирали их для оборудования святилищ. Поначалу на камнях появлялись недолговечные рисунки, выполненные, например, углем или кровью, но стихия быстро стирала их. Поэтому древние художники стали делать свои творения нетленными, выбивая знакомые образы на камнях. Изображенные на страницах «каменной книги» животные, люди и загадочные фантастические существа сделались бессмертными, и многочисленные поколения могли общаться с ними, просить об удачной охоте или исцелении от болезни. Обычно такое общение начиналось весной, когда сходил снег, и заканчивалось с первой порошей, чтобы возобновиться на следующий год. Кроме того, здесь проводились ритуалы, связанные с охотой, посвящение юношей в мужчины, принесение жертв духам предков…
Из всех известных карельских петроглифов (как правило, они небольших размеров, 10—50-ти сантиметров, но есть и крупные, можно сказать, «гигантские» экземпляры) исследователям удалось истолковать на сей день не более половины. У ученых не возникает вопросов, когда на камне они видят фигуры лебедей, рыб, лесных зверей и охотников за ними. Сложности возникают, когда перед наблюдателем неопределенные изображения, странные фигуры, даже отдаленно не напоминающие известные предметы. Например, знаки, отнесенные исследователями к солярно-лунарному типу, которые ориентированы только на запад или на восток. По мнению одних, они означают Луну или Солнце, но тогда непонятно, почему они как будто установлены на две или три «ножки». Некоторые исследователи уверены, что древние люди видели некие летательные объекты и изобразили именно их. И действительно, больше эти объекты похожи на радары, чем на светило. А люди, до сих пор живущие неподалеку от этих мест, и вовсе не удивляются подобным изображениям. Они, по их собственным словам, чуть ли не каждую ночь наблюдают в небе появление похожих «рисунков». Что это — никто не знает!
Много непонятного и в изображениях человеческих фигур. Люди, как правило, выгравированы в профиль, с одной рукой и одной ногой, и лишь изредка — в анфас или полуфас. Однако все же они похожи на людей. Но что может означать двуногое существо, у которого вместо головы два огромных шара? Над разгадкой бьются уже не один десяток лет, но к истине так никто и не приблизился. Больше всего, конечно, существо похоже, извините, на Чебурашку, но, к сожалению, современную науку такая трактовка не устраивает, поскольку любой рисунок, вне всякого сомнения, несет строго определенную смысловую нагрузку.
Может быть, загадочные существа, изображенные на камнях, отдаленно напоминающие людей, — порождение фантазии древних людей? Но не исключено, что перед нами — реальные персонажи минувших столетий. Кто именно? Скорее всего, на этот вопрос никто никогда ответить не сможет.
Поражает обилие рисунков с ярко выраженными эротическими мотивами. Хотя данные мотивы — повсеместно распространенный сюжет, встречающийся в Старом и Новом Свете. Однако вряд ли их можно трактовать только с точки зрения «житейского сексуального опыта». Живя единой жизнью с космическими силами, наши далекие предки именно в космически-небесных силах видели и первоисточник сексуальной энергии — мужской и женской. По христианским канонам половая любовь всегда считалась чем-то греховным, требующим очищения. Но в народных традициях, несмотря на преследования со стороны церкви, оставалась неискоренимой языческая вера в тайные, главным образом, небесные силы, которые, по их мнению, и обуславливали всю гамму любовных чувств, управляя ими как в положительном, так и в отрицательном направлении. Александр Блок, написавший о поэзии русских заговоров и заклинаний главу для «Истории русской литературы», называл это «постоянным ощущением древней души любовного единения с природой».
Многие рисунки на скалах все еще остаются загадкой для науки. В простых на вид рисунках-символах скрыт глубокий, не всегда понятный нам смысл. Загадочные петроглифы, скорее всего, уже никогда и никем не будут «прочитаны». По крайней мере, так считают сами ученые. Но в том и особая прелесть непонятных рисунков: каждый, кто их рассматривает, волен делать смелые гипотезы, высказывать собственные, подчас самые невероятные версии их появления. Как известно, философия призывает не судить о том, что истинно и что ложно лишь на основании одной только нашей осведомленности, которая по определению ограниченна.
Философ Монтень по этому поводу писал: «…Установив, согласно вашему премудрому разумению, границы истинного и ложного, вы тотчас же должны будете отказаться от них, ибо неизбежно обнаружите, что приходится верить вещам еще более странным, чем те, которые вы отвергаете». Это утверждение хорошо иллюстрирует история многолетнего «противостояния» исследователей и одного из самых известных и загадочных наскальных изображений Карелии — фигуры Беса, высеченной на скале мыса Бесов Нос, что на Онежском озере. Мыс целиком и полностью оправдывает свое название. В километровом радиусе от него часто отказывается работать спутниковая навигация, чему капитаны заходящих сюда судов давно уже не удивляются, ориентируясь исключительно на установленный здесь маяк. Часы здесь ведут себя непредсказуемо. Могут убежать вперед, могут остановиться. С чем связана такая аномалия, ученые точно пока не знают. Говорят, что якобы все дело может быть в насыщенных магнитной рудой гранитах, залегающих здесь глубоко под землей. Местным жителям, естественно, версия с гранитами кажется надуманной. Они-то уверены в обратном: все беды от Беса. Впрочем, местные уверены и в другом: Бес не трогает коренных обитателей этих мест. Пришлым же ничего хорошего от Беса ждать не приходится.
Бесов Нос, по утверждениям тех, кто там хоть раз побывал, — классическая аномальная зона. Всех чужаков, «навестивших» Беса, тянет вновь в эти места. Рассказов и баек о необычности этих мест бытует масса. Но есть и официально зафиксированные факты.
Самая неприятная особенность Бесова Носа — бесследное исчезновение людей или их гибель. В 1979 году сюда приехали работать два гидролога из Петрозаводска. В одну из ночей дом, где они жили, загорелся. Когда пожарные потушили пламя и разобрали обугленные бревна, человеческих останков на пепелище так и не нашли.
У одного крупного российского ученого, неоднократно бывавшего у фигуры Беса, погибли двое детей.
После очередной экспедиции на Бесов Нос у одного известного археолога убили отца.
Трагически погибли двое студентов, помогавших в исследованиях петроглифов.
У художницы, избравшей темой своих работ карельские наскальные рисунки, бесследно исчезла дочь в Финляндии.
В 2002 году в ежегодно обновляемый список Всемирного фонда памятников, в который включено сто памятников мирового значения, подвергающихся разрушению, под номером 78 были занесены петроглифы Карелии. Попадание в этот список фактически означает выделение солидного гранта на поддержку или восстановление тех или иных исторических памятников. Несколько ранее, когда предварительная работа по оформлению соответствующих финансовых документов по карельским древностям уже шла полным ходом, 11 сентября 2001 года директору общественной организации «Петроглифы Карелии» Надежде Лобановой позвонил из США представитель финансовой организации, ответственный за предоставление заявки. Направляясь в нью-йоркский офис, он вдруг почувствовал недомогание и решил вернуться домой за лекарствами. Когда же спустя некоторое время он подъехал к южной башне Всемирного торгового центра, где располагался его рабочий кабинет, увидел страшную картину. На его глазах «Боинг» протаранил здание.
Уничтоженные документы позже были восстановлены, но случившееся только прибавило мистики карельским петроглифам, которой они и без того окружены.
И это только малая часть фактов. Скорее всего, все это лишь трагические совпадения, но черная слава Бесова Носа от всей этой статистики лишь крепчает.
Жители ближайших деревень вообще считают наскальные рисунки порождением нечистой силы. Монахи Муромского монастыря, расположенного в 25-ти километрах южнее, пытались еще в XV веке нейтрализовать «дьявольские картинки», выбив христианский крест на фигуре Беса. Выглядеть более мирно после этого 2,5-метровый Бес не стал. Квадратную его голову, как у робота, прорезает расселина в скале, далее уходящая ровной линией по туловищу. Археолог Надежда Лобанова считает, что место для нанесения рисунка — поврежденная природой скала — было выбрано не случайно, а фигура означает вовсе не Беса, а роженицу. Но мы уже говорили о разнообразии толкований.
Ученые признают, что смысл карельских петроглифов до сих пор остается для них тайной. К сожалению, современный человек не может взглянуть на загадочные рисунки глазами своих далеких предков. Может быть, поэтому содержание «каменной книги» пока остается для нас недоступным.