«Откуда в Москве замки? – спросите вы. - Отродясь их тут не было, архитектура у нас не та». Скорее это удачные стилизации, особняки с характерными для замков архитектурными элементами. Никаких глубоких рвов, каменных неприступных стен и стражников-арбалетчиков на башнях. И так… замки.
Доходный дом Страхового общества «Россiя»
В 1899-1902 гг. в квартале между Милютинским и Фроловым переулками по проекту архитекторов А.И. фон Гогена и Н.М.Проскурина были построены два огромных дома для страхового общества «Россiя», соединенных воедино кованой решеткой с вензелем владельца «СОР» (отлита О.В. Дессином). Этот Дом-дворец, Дом-крепость (ширина стен около метра) занимает целый квартал и имеет несколько адресов: Сретенский бульвар дом 6/1, Милютинский переулок дом 22, Бобров переулок дом 1 и, наконец, Фролов переулок 6/1С2. Знаменитый французский архитектор Ле Корбюзье назвал эти здания самыми красивыми в Москве. Фасады дома украшены зооморфным декором и всевозможными божествами. Каждое из них несет свое символическое значение, а все вместе означают счастливую жизнь квартирантов этого дома. На момент постройки он был оборудован самыми современными инженерными системами — имел водопровод с собственной артезианской скважиной, электрические лифты и освещение, собственные паровые котлы. До революции дом был красного цвета, на крыше стояли изысканные статуи. Но во время войны многие из них пострадали и были сброшены. Сюда неоднократно попадали авиабомбы, в результате чего он частично лишился декора, но устоял.Это здание было особенным – самым технически совершенным жилым домом Москвы начала XX века. В Доме было 148 комфортабельных квартир площадью от 200 до 400 квадратных метров. Высота потолков в разных квартирах от 3.8 м. до 4.2 м. В подвале дома размещались восемь отопительных котлов, насосы, вентиляционные установки. Система вентиляции не только подавала в помещения свежий воздух, но фильтровала и увлажняла его, а при необходимости и подогревала! Электроснабжение и освещение обеспечивала собственная электростанция, работающая на нефти. Питьевая вода добывалась из артезианской скважины глубиной 50 метров. В Доме имелись электрические лифты. Во всех квартирах были кухни с готовочными печами и мойками, отдельные ванные и ватерклозет. В подвале и на чердаке дома размещалась прачечные. В Доме никогда не было мусоропровода, нет его и в наши дни. В поликлинике Академии наук, которая занимает отдельную парадную со стороны Фролова переулка, сохранились замечательные камины, а под крышей находится атриум (или, как его называют жильцы, «светелка») – помещение, накрытое стеклянным куполом Камины в Доме не декоративные, как это часто бывало в постройках начала XX века (пример, особняк Петра Смирнова арх. Ф.О. Шехтель), а действующие. Камины и дымоходы до сих пор находятся в рабочем состоянии, но из соображений пожарной безопасности правление ТСЖ рекомендует жильцам не пользоваться ими. В квартирах есть и печи; они расположены не только в жилых комнатах, но и на кухнях (использовались для приготовления пищи). После революции здесь размещались: Главное артиллерийское управление Красной Армии, Комиссариат просвещения (где работала Н.К. Крупская), бывал Ленин, который (судя по количеству мемориальных досок) успел побывать везде…
В Доме в разное время жили учёные М.И. Авербах, Б.Д. Греков, Н.С. Курнаков, Н.Н. Лузин, И.Е. Тамм, А.Е. Ферсман, Р.Ф. Геккер, известный математик, автор популярного сборника задач для поступающих в вузы М.И. Сканави, артист Н.П. Хмелёв, балерина Наталья Бессмертнова. Из наших современников – выдающийся хореограф Ю.Н. Григорович и семья известных музыкантов Сканави, микробиолог с мировым именем С.С. Абызов, профессор Высшего театрального училища им. Б.В. Щукина Галина Викторовна Морозова. В этом доме в литературном отделе (Лито) и редакции газеты «Гудок» в 1923 году работал М.А. Булгаков. И все-таки этот дом – крайне странное место! К примеру, у него два дня рождения. Жилой комплекс, состоящий из двух корпусов, сдавался в эксплуатацию поэтапно – в 1901 и 1902-м годах, так что в 2011 году отметило свое 110-летие нынешнее строение 1, а в 2012 - строение 2. Одна из диковин дома, притаясь как сова в дупле, покоится на самой вершине башни. Почти полностью скрытый под деревянным шатром, больше столетия висит здесь огромный часовой колокол. Изготовленный специально для этого дома на лучшем колокололитейном заводе страны, он по неведомой причине так и не был снабжен механизмом звона. Второй по размеру часовой колокол Москвы был нем от рождения. Пленник волшебного замка, заключенный в тесной башенке под облаками, невидимый с земли, оставленный всеми, он был забыт… 4 сентября 2011 года при праздновании 110-летия дома в 15 часов 00 минут на Сретенском бульваре прозвучало объявление о том, что сейчас собравшиеся впервые услышат звон таинственного колокола. Пауза. Десятки людей, напряженно глядят наверх, на готическую башенку на углу Дома. Пауза… И наконец колокол подает свой голос - глуховатый, немного неуверенный тенор. Голос, сотворенный для города не просто другого века, а другого мира, в Москве второго тысячелетия звучит неожиданно тихо, словно издалека. Как будто время, отделяющее нас от того погибшего мира, обратилось в пространство, поглощающее звуки. 900 килограммов колокольной бронзы за 110 лет молчания обросли тишиной как мхом… А бульвар - аплодирует. Аплодируют жители Дома, архнадзоровцы, артисты – участники праздника, аплодируют случайные прохожие, русские и иностранцы, молодые и старые. Аплодируют колоколу, приветствуют Дом. Доходный дом Страхового общества «Россия» был построен на века. В нем воплотилась мощь русского капитала рубежа столетий, его уверенность в себе и открытость миру, иллюзорная прочность культуры, обманчивая вера в завтрашний день…
Москва, Сретенский б-р, 6/1
Доходный дом Исакова
Это домовладение образовалось довольно поздно, в 1825 году, выделившись из крупной усадьбы, принадлежавшей до войны 1812 года семье Соковниных, а еще ранее семье Бестужевых-Рюминых. Застройка включала в себя двухэтажный классический каменный дом, сад и пару служебных помещений, и практически не менялась на протяжении века. Изменения случились в 1903 году, когда у мещанина Федора Стрельцова владение выкупило Московское Торгово-строительное акционерное общество. Эта крупная домостроительная фирма с основным капиталом в 1 млн. рублей была основана в 1899 году Я. А. Рекком и И. И. Зейфертом. Процентные бумаги были распределены между 16 акционерами, представлявшими четыре семьи. В руках Рекка сосредоточилось 640 акций номинальной стоимостью 160 тыс. рублей. Компания создавалась, как записано в уставе, «для приобретения, постройки, перестройки и эксплуатации преимущественно в Москве и ее окрестностях домов с целью предоставления больших жизненных удобств, а также для производства всякого рода строительных материалов и торговли ими». Рекк, будучи директором-распорядителем, поставил себе цель украсить город «стильными домами, которые, имея технические удобства западноевропейских городских строений, в то же время не убивали бы национального колорита Москвы». Именно поэтому компания сотрудничала с известными московскими архитекторами С. В. Шервудом, В. Ф. Валькотом, Л. Н. Кекушевым, И. А. Фоминым, Г. А. Гельрихом.Старая застройка была незамедлительно снесена, а на ее месте вырос 5-6-ти этажный доходный дом по проекту архитектора Л.Н. Кекушева. В 1906 году дом был продан петербургскому купцу И.П. Исакову и под именем владельца вошел в историю архитектуры начала ХХ в., как один из интереснейших образцов стиля модерн. Классическая трехчастная композиция (боковые оси - эркеры, а центр - лоджия с балконами) трактована тут в стиле модерн, с присущими ему динамичностью и скульптурной выразительностью. Лепной декор придает верхнему этажу вид декоративного фриза, в центре которого помещено круглое слуховое окно в обрамлении двух женских фигур. Они держат в руках книгу и факел, символизируя собой просвещение. Завершает фасад мощный выступающий карниз криволинейной формы. Первоначально на кровле размещалась скульптура, теперь она утрачена. Примечательно, что оконные переплеты в каждом этаже имеют свой рисунок.
Боковые фасады дома проработаны меньше, а фасады, выходящие во дворики, и вовсе не имеют декора. Парадная лестница расположена в центре здания, разделяя его на две части, которые смещены по отношению друг к другу на пол-этажа, что позволили использовать все лестничные площадки для входов в квартиры, а также возвести в задней части дома дополнительный шестой этаж. Пространство лестничного холла освещалось стеклянным фонарем с ажурными переплетами. Иван Павлович Исаков владел домом до революции, с 1925 года здесь было жилищное товарищество и проживало 365 человек. Сейчас это жилой дом, имеющий статус объекта культурного наследия федерального значения, с весьма дорогими квартирами.
Москва, ул. Пречистенка, 28
Доходный дом Синицына
Доходный дом купца А.И. Синицына, владельца суконной фабрики в Щелкове и фирмы «Синицын А.И. с сыном». Дом построен в 1909 году архитектором С.М. Гончаровым в стиле немецкой готики. Формы здания близки к формам «готических» доходных домов, строившихся в Германии в конце XIX – начале XX века, уже тронутым новым стилем – модерном, или югендстилем, как его называли в Германии. В синицынском доходном доме много элементов готики: треугольный аттик в центре фасада, тонкие угловые шатровые башенки (одна из них утрачена при пристройке соседнего дома), стрельчатые арки-ниши, готические орнаменты и т.д. Структура фасада также навеяна готикой: декоративные вертикальные стойки, промежутки между которыми заполнены кирпичной кладкой, распорки между стойками. Эти средства пластического решения фасада и декоративного оформления визуально вытягивают здание, устремляют его вверх, усиливая сходство дома с его средневековыми прообразами.Интересно и цветовое оформление фасада. Плоскости между накладными оштукатуренными стойками облицованы керамической плиткой: в нижней части дома - однотонным «кабанчиком», а в верхней – трехцветной плиткой, выложенной в шашечный узор на фасаде и в виде лилий на эркерах. В абрисе арок первого и второго этажей, в декорировании низа здания, в необычности сочетания отдельных деталей экстерьера угадываются мотивы модерна, который и определил некоторую дисгармоничность здания.
Москва, Благовещенский пер., 3
Особняк Шехтеля
Собственный особняк архитектора Ф.О. Шехтеля, построенный им совместно с его учеником В.Д. Адамовичем в 1896 году. Франц Осипович Шехтель был действительно выдающимся архитектором, за свою жизнь он построил в Москве около 60 зданий, каждое из которых уникально, выразительно и самобытно, среди зданий, к которым приложил руку «светоч русского модерна», Ярославский вокзал, Московский художественный театр, знаменитый особняк Саввы Морозова на Спиридоновке и множество других. И среди этого разнообразия сооружений великого архитектора есть то, которое он построил не по заказу, а лично для себя и своей семьи.В 1896 году Шехтель, которому на тот момент было 37 лет и который обрел уже некоторый материальный достаток к этому времени, заявив о себе рядом необычных архитектурных проектов, присмотрел для себя небольшой участок земли на пересечении Трехпрудного и Ермолаевского переулков, там, где когда-то стоял храм священномученика Ермолая, и решил приобрести его для постройки собственного дома. Шехтель снес все деревянные постройки, располагавшиеся на купленном им участке, и по собственному проекту возвел на нем симпатичный двухэтажный кирпичный особнячок. К моменту начала строительства собственного дома архитектор уже успел поразить общественность реализованным проектом особняка Морозова на Спиридоновке, воплощенный в нем стиль так называемой английской готики нашел отражение и в шехтелевском проекте собственного дома. Однако особняк Шехтеля, помимо готических черт, выражает и постепенное обращение своего создателя к идеям стиля, который после постройки этого дома и ряда других в скором времени будет назван русским модерном.
Романтический миниатюрный особняк-замок, построенный Шехтелем, он сам называл в шутку «избушкой непотребной архитектуры, которую извозчики принимают то ли за кирку, то ли за синагогу». Здание особнячка высится за ступенчатой каменной оградой, выделяясь круглой башней, увенчанной конусовидным шпилем. Огромное центральное окно когда-то было увито плющом, цеплявшимся за керамическую плитку стены главного фасада и придававшим облику здания еще большую таинственность и колорит. Выделяется и массивная шестиугольная башня справа, еще больше намекающая на готические замковые прообразы, в ней находится парадный вход в особняк. Главный вход украшен превосходной, изысканной мозаикой, изображающей три лиловых ириса на золотистом фоне – распускающийся, цветущий и увядающий, - символизирующих три периода бытия.
В этом доме-замке Шехтель прожил 14 лет своей жизни, полной творческих исканий, семейных радостей и печалей. В 1910 году архитектор переезжает отсюда в другой свой дом, расположенный на Большой Садовой, а особняк в Ермолаевском переходит во владение к почетной гражданке Е.Я. Дунаевской. После революции 1917 года здание особняка отдано под размещение различных учреждений. С 1944 года дом передан Главному управлению по обслуживанию дипломатического корпуса при МИД СССР и с тех пор используется для размещения дипломатических представительств. Сегодня в здании расположено посольство республики Уругвай.
Москва, Ермолаевский пер., 28/15
Волоцкие дома
Известные доходники «Волоцкие дома» с впечатляющей монументальной угловой башней, похожей на корону. Строительство этих доходных домов началось в 1911 году по заказу графоф Волоцких. Над проектом зданий потрудился небезызвестный архитектор Нирнзее. Дома возводились постепенно, первые строения были возведены на участке, расположенной ближе к Большому Козихинскому переулку, вторая очередь строений начата в 1912 году и уже расположена ближе к Трехпрудному. Шестиэтажные «Волоцкие дома» росли в длину медленно, якобы заказчик выкупал участки земли под застройку не сразу, а по мере накопления у него средств, и дома постепенно, от подъезда к подъезду, достраивались в течение трех лет. Именно поэтому здание доходного дома так разнородно по составу, ни один подъезд не похож на остальные, а некоторые квартиры в нем даже расположены в шахматном порядке, на стыке же козихинской и трехпрудной частей дома расположен подъезд, лестница которого, вьющаяся по его периметру, объединяет квартиры, уровни которых не совпадают на пол-этажа.После революции в доходнике были устроены коммуналки, на сегодняшний день почти все они расселены, и в основном состав жилого фонда изменился в сторону больших элитных квартир совершенно разных планировок и размеров, образованных из все тех же выкупленных коммуналок. В 1920-е годы в одной из квартир доходного дома, по слухам, находился карточный притон, который частенько посещали Маяковский и Есенин. А в советское время в доме жил писатель Лазарь Лагин, автор знаменитой сказки «Старик Хотабыч», он «поселил» в своем же доме и героя своего произведения – мальчика Вольку. В «Волоцких домах» жила также Наталья Бонк, автор знаменитого на всю Россию учебника английского языка, с которым знаком, кажется, каждый, кто когда-либо учил английский. Но главной «достопримечательностью» этих доходных домов в советское время был винный магазин, ежедневно собиравший со всей округи огромные очереди из поклонников спиртных напитков.
Сегодня же «Волоцкие дома» облюблены знаменитостями. Говорят, Никита Михалков купил здесь квартиру для своей дочери Анны. В доме уже довольно давно живет актриса Татьяна Догилева со своим мужем. Также с этим адресом связывают имя известного хоккеиста, а теперь чиновника от спорта Вячеслава Фетисова. Несколько лет назад в «Волоцких домах» приобрела трехкомнатную квартиру Людмила Гурченко со своим мужем, продюсером Сергеем Сениным, в этой квартире она и скончалась в марте 2011 года, и поклонники актрисы еще долго приносили цветы к ее подъезду.
Москва, Трехпрудный пер., 11-13
Скоропечатня Левенсона
Типографский замок – скоропечатня А.А. Левенсона. Здание типографии построено в 1900 году по проекту Ф.О. Шехтеля. Товарищество скоропечатни А.А. Левенсон – одна из крупнейших фирм того времени, занимавшихся производством литографской продукции, была основана в 1881 году и сначала занимала дом в Рахмановском переулке, принадлежавший основателю фирмы, известному московскому доктору А.С. Левенсону. Предприятие активно развивалось, и к концу XIX века занимаемое им помещение в доме в Рахмановском переулке стало тесным, поэтому Товарищество решает приобрести участок земли в Трехпрудном переулке для постройки нового здания типографии. Владелец компании хотел построить современную, отлично обустроенную типографскую фабрику, оснащенную по последнему слову техники и построенную с учетом современных архитектурных веяний. Фирмой был объявлен конкурс на проектную работу нового здания, на котором победил уже известный к тому времени архитектор Шехтель, представивший проект удивительно цельного, изящного строения с идеальными пропорциями, в котором сочетались строгие каноны готической архитектуры и художественная экспрессия модерна. Этот удивительный проект и был воплощен им в жизнь, исполнен с великолепным вкусом. Новопостроенный замок очень понравился заказчику.Здание скоропечатни было выстроено в стиле средневековых европейских сооружений, а его декоративная отделка выполнена в так называемом «новом стиле», который смягчил и оттенил сумрачность и строгость средневекового зодчества, поэтому постройка выглядит легкой и даже какой-то сказочно-миниатюрной, несмотря на свои солидные размеры. Высокая шатровая крыша с остроконечностями, легкие и красивые линии силуэта здания, умеренность и в то же время оригинальность декора делают этот особняк поистине уникальным по своей красоте творением архитектуры.
Примечательно, что именно в этом здании типографии были напечатаны первые поэтические сборники Марины Цветаевой, которая жила по соседству со скоропечатней. В 1917 году типография Левенсона была приобретена Земгором, после революции национализирована, на ее базе была образована 16-я государственная типография треста Мосполиграф, ликвидированная в 1942 году. Сегодня в здании скоропечатни расположены офисы коммерческих организаций.
Москва, Трехпрудный пер., 9с1
Жилой дом кооператива «Творчество»
Жилой дом кооператива «Творчество». Строительство здания было начато в 1926 году, но не завершено до конца, хотя дом и использовался как жилой, в 1948 году он подвергся реконструкции и был надстроен. По этому адресу до постройки кирпичной многоэтажки находился небольшой одноэтажный деревянный домик, принадлежавший отцу Марина Цветаевой, профессору Московского университете И.В. Цветаеву, знаменитому историку, филологу, основателю Музея изобразительного искусства им. А.С. Пушкина. Его дочь Марина Цветаева, будущая поэтесса, родилась здесь в 1892 году и прожила в этом доме почти 20 лет, до своего замужества. После смерти владельца в 1913 году деревянный дом Цветаевых перешел по наследству брату Цветаева – Андрею, который во время первой мировой войны отдал его под нужды лазарета, а позже, во время революции, дом был снесен, и в 1926 году на его месте начал возводиться новый многоквартирный дом кооператива «Творчество».Кооперативный дом строился по индивидуальному проекту архитектора М.Е. Приемышева. Но по каким-то причинам работы были приостановлены, проект не был окончательно завершен, хотя дом довели до приемлемого для жилья состояния и заселили. Дом состоял из множества коммунальных квартир. Большинство из них, кстати, не расселено до сих пор. Лишь в 1948 году дом обрел тот вид, который мы можем лицезреть сегодня. Он был надстроен и реконструирован архитектором Д.Д. Булгаковым, создавшим некий гибрид барокко и средневековой замковой архитектуры. Богатый, модный по тем временам декор дома делает его чем-то похожим на приукрашенную крепость с дозорными угловыми башнями с балконами-ласточкиными гнездами. Правда, исполнение замысла по реконструкции и тут оказалось неполным из-за трудностей реализации – жильцов на время строительных работ не выселяли. Наиболее близок к изначальному проекту тот фасад дома, что выходит на Трехпрудный переулок.
Москва, Трехпрудный пер., 8
Особняк Саввы Морозова
Особняк Саввы Морозова на Спиридоновке. Построен Шехтелем в 1898 году для некоронованного императора России – купца Саввы Морозова, крупного предпринимателя и мецената. Морозов, будучи сам достаточно неприхотлив и даже аскетичен, заказал роскошный особняк для своей жены Зинаиды, женщины чрезвычайно тщеславной, честолюбивой и претенциозной. Зинаида Григорьевна денег мужа не считала и вела исключительно расточительный образ жизни, свое славолюбие она реализовывала способами, наиболее понятными купеческому окружению: роскошествовала, жила на широкую ногу и упоительно предавалась светским утехам. Савва Тимофеевич, хотя и не разделял ее взглядов, будучи страстно влюблен, смотрел сквозь пальцы на причуды супруги и потакал всем ее капризам. Строительство особняка на Спиридоновке было одним из действий в захватывающей игре в светскость мадам Морозовой, которую многие именовали не иначе как «пляской миллионов». Новый дом Морозовых был призван поразить первопрестольную. И, пожалуй, это ему удалось.Над проектом дома работал уже не раз упомянутый нами архитектор Ф.О. Шехтель. Надо сказать, семейный клан Морозовых одним из первых разглядел выдающийся талант Шехтеля. К моменту строительства дома на Спиридоновке им уже приходилось пользоваться услугами этого архитектора. Ранее Шехтель разработал для Саввы проект деревянной дачи в Киржаче, а его двоюродному брату Викуле спроектировал усадебный дом, здание фермы и конного завода в имении Одинцово-Архангельское. План и композицию дома на Спиридоновке Шехтель разработал за пару месяцев. Собственноручно он нарисовал около 600 чертежей будущего здания, среди них планы, разрезы, развертки стен, фасады, мебель, детали, люстры. Работая над домом как над живым, единым организмом, Шехтель стремился учесть каждую мелочь и не допустить случайных ошибок ни в целом, ни в деталях. Над оформлением интерьеров особняка архитектор работал в союзе с художником М.А. Врубелем, последнему принадлежит авторство скульптурной группы «Роберт и монахини» на парадной лестнице особняка, витража «Рыцарь», панно «Времена года», рисунок орнамента в кабинете будущего владельца дома и ряд других элементов декора внутренних помещений здания.
Строительство особняка началось в 1893 году, а окончательная отделка его завершилась в 1898. За несколько лет Шехтелем было создано уникальное здание, которому суждено было стать этапным в истории архитектуры России. Результат его работы был великолепен и принес архитектору заслуженное признание и успех. Заказчик, а точнее, заказчица была полностью удовлетворена: таких вычурных и вызывающих «родовых замков» купечество себе доселе не позволяло.
Выполненный в духе «английской готики» особняк поражает воображение. Остроконечные башенки, зубчатые стены, стрельчатые окна, кованая решетка ограды, украшенная головами собак, замысловатые фонари на воротах – от дома веет средневековьем. В то же время в чертах дома прослеживаются и мавританские архитектурные элементы. Эти два стиля, сведенные воедино пластикой модерна, а также неразрывное взаимодействие архитектуры, скульптуры и живописи придали особняку неповторимую оригинальность, изумительную утонченность и исключительную пластическую гармонию и единство. Кто бы мог предположить тогда, что это творение Шехтеля станет вестником зарождающегося в России нового архитектурного стиля. Но одно тогда было точно очевидно: такого замка еще не бывало в Москве.
И особняк Морозовых на Спиридоновке сразу же стал одной из видных московских достопримечательностей, принеся своим хозяевам возможность вращаться в высших кругах светского общества. Даже аристократия не считала зазорным посетить прием в доме у купцов Морозовых, лишь бы только взглянуть на роскошную архитектурную диковинку. Чередой шли в особняке балы, вечера, приемы, Зинаида Григорьевна купалась в лучах славы и сверкала в обществе. А Савве Морозову, и до этого не разделявшему жажды жены к светским развлечениям, чем дальше, тем больше претили замашки супруги, на устраиваемых ею приемах он бывал редко, к восторгам по поводу приобщения к аристократическим кругам относился равнодушно, да и к самой жене со временем охладел, впрочем, взаимно. Супружеская пара жила в одном доме, но практически не общалась, их обоюдная страсть с годами переросла во взаимное равнодушие, а позже и в совершенное отчуждение.
После загадочной смерти Саввы Морозова в мае 1905 года Зинаида Григорьевна решает расстаться с особняком на Спиридоновке. Спокойно жить в любимом доме ей не дал призрак, поселившийся в «родовом замке» - по ее словам, по ночам дух ее умершего мужа, не нашедший успокоения, бродит шаркающей походкой по дому и передвигает вещи в своем кабинете, беспокоя и пугая ее. В 1909 году Морозова продает свой шикарный особняк Рябушинским, которые прожили в нем до лета 1918 года. После эмиграции владельцев, в первые годы после революции, советские власти разместили в особняке губернский продовольственный комитет. А в 1930-е годы особняк переходит в ведение НКИД (теперь МИД РФ). Ныне в здании располагается приемная МИД РФ.
Стоит упомянуть и еще об одном немаловажном факте, касающемся этого дома. Дело в том, что дом-замок Морозовых считается одним из возможных прототипов готического особняка в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Это не подтвержденная версия, что особняк Морозовых на Спиридоновке - дом Маргариты, местоположение особняка мало соответствует описанному в романе, но, вполне возможно, что Булгаков, поступил с домом Маргариты также, как и с другими домами, фигурирующими в романе, - объединил два дома в один: дом с внешним видом, соответствующим описанию в романе, но с несовпадающим с описанием местоположением, и дом, который внешне не подходит под описанный дом Маргариты, но зато находится там, где надо (особняк Маргариты, предположительно находился по адресу Малый Власьевский пер., 12, в районе Арбата).
Москва, ул. Спиридоновка, 17
«Дом со львами» или генеральский дом
Не совсем ясно, какое он отношение имеет к замкам, разве что охраняется четырьмя величественными львами и нервным жильцом с первого этажа, тем самым, о котором упоминалось в начале. Почему его включили в маршрут экскурсии – загадка. Скорее всего, просто грех было пройти мимо, прогуливаясь в этих окрестностях, и не обратить не наго внимание. Дом действительно впечатляет. Кажется, что он был построен в XVIII-XIX веке, максимум в начале XX, уж очень он похож на великолепно выполненную городскую усадьбу тех времен. Представляется, что вот к этим воротам с монументальными пилонами, на которых покоятся огромные львы, подъезжали конные коляски, из которых выходили дамы в шелковых платьях, чтобы окунувшись в атмосферу роскошной гостиной хозяев дома, вести светские разговоры о литературе, музыке и политических новостях.Но нет. Трудно себе это вообразить, но «Дом со львами» был построен в конце Великой Отечественной войны, в 1944-1945 годах, по личному распоряжению Сталина, желавшему отблагодарить высшее командное руководство советской армии таким вот роскошным подарком – вселением в шикарный классицистический особняк в центре Москвы, у Патриарших прудов.
Руководили строительством генеральской резиденции два малоизвестных архитектора - М. Дзисько и Н. Гайгаров, воспитанники мастерской И.В. Жолтовского. Саму же идею оригинального дома, стилизованного под классическую барскую усадьбу, подал сам Жолтовский. Говорят, что проект дома был «списан» с располагавшегося здесь же, в глубине дворов, под номером 11, дореволюционного особняка, только авторы генеральского дома чуть приукрасили свое творение дополнительным декором, придав ему помпезности и оригинальности.
Само собой, была иной и внутренняя планировка здания, квартиры для генералов строились поистине роскошные по тем временам – 12-тикомнатные, предполагавшие большой холл, гостиную, переднюю, кабинет, детскую и спальную комнаты, столовую, кухню, комнату домработницы и ряд хозяйственных помещений. Как сейчас обстоят дела с планировкой квартир, трудно сказать, возможно, что-то и изменилось, но вряд ли от этого стало менее престижным. Во всяком случае, замашки жильца, как раз пожаловавшего домой во время нашего осмотра его нескромного места обитания, говорят о неуемных амбициях и гоноре, достойном настоящих генеральских кровей. Жаль, что время не придало генеральским отпрыскам и последователям лоска образованности и такта. Ну да что ж с них взять, с вояк, видимо, они неисправимы.
Кстати, в эпоху Хрущева, которой мы должны быть благодарны за массовую типовую застройку серых и неказистых многоквартирных коробок, велась активная борьба с так называемыми архитектурными излишествами, и «дом со львами» на Патриарших как раз приводился как яркий образец этих самых излишеств, пример того, «как нам не надо строить». Но слава богу, время все расставило по своим местам, хрущевские пятиэтажки сносятся и представляют собой ценность только в качестве перспективы получения жилья покомфортней, а дома с архитектурными излишествами стоят как стояли, и их ценность только возрастает с каждым днем.
Москва, Ермолаевский пер., 9
Доходный дом Канфель
Возведен в 1909 году по проекту архитектора Сергея Гончарова, потомка известной дворянской семьи Гончаровых. Сергей Гончаров приходился внучатым племянником Н.Н. Пушкиной (в девичестве Гончаровой) и являлся отцом знаменитой художницы-авангардистки Натальи Гончаровой. Сергей Гончаров был всерьез увлечен готикой, многие его работы были выполнены в этом стиле. Вот и этот многоэтажный дом на Садовой-Триумфальной он стилизовал под средневековую архитектуру. Ему это весьма неплохо удалось. Остроконечная башенка, высокие колонки, увенчанные необычными капителями, острая асимметрия фасадной композиции и подчеркнутая свобода ее компоновки, искусная прорисовка барельефа-медальона, изображающего какое-то мифическое животное, похожее на дракона, мастерски выполненные маскароны под крышей и фантазийные подзоры на башенке делают этот дом очень оригинальным. Даже несмотря на то, что вся нижняя часть здания фактически утрачена из-за чудовищной пристройки, сделанной в рамках тотальной реконструкции улицы в 1960-1970-х годах, дом все равно великолепен. Пожалуй, это одно из наиболее интересных творений Гончарова. Здание перестраивалось в 1911 году архитектором В.Е. Дубовским. В чем состояла перестройка здания, история умалчивает.Москва, Садовая-Триумфальная ул., 16с1
Доходный дом Лобозева
Построен в 1911-1912 годах архитектором Э.К.Нирнзее. Дом еще называют «Вторым домом Нирнзее», под первым подразумевается, видимо, дом в Большом Гнездниковском переулке – наиболее известное творение этого архитектора. И дом в Оружейном, и в Большом Гнездниковском считаются одними из первых небоскребов Москвы - «тучерезов», как их называли в начале XX века. Дом А.В. Лобозева построен в стиле так называемого московского модерна. Его высокий силуэт, выделяющийся угловой многогранной башенкой с куполом, увенчанным стройным бельведером, а ранее - еще и острым шпилем.Обратите внимание, что дом Лобозева отклонен от вертикали, он как будто нависает над Садовым кольцом. Трудно сказать, почему он превратился в одну из «московских пизанских башен». Возможно, оседает или подмывается почва, может быть, сказывается бесконечное строительство, активно ведущееся вокруг этого здания, а может, и сам дом строился с нарушениями, ведь за домовладельцем Лобозевым когда-то числился грешок – один из своих домов он умудрился возвести, не получив разрешение на строительство (проект дома был признан сомнительным по надежности), - так что вполне могло случиться, что и с домом в Оружейном переулке слегка «напортачили».
Москва, Оружейный пер., 43
Монументальный замок-новодел
Построен в 1997 году. Пожалуй, это один из тех редких современных проектов, которые не нарушают целостность традиционного пейзажа центра столицы. Авторам удалось создать объемно сложное, эклектичное здание, ориентированное на существующую историческую застройку района и не только удачно вписывающееся в нее, но и задающее ей тон. Этот жилой дом стал одной из доминант Оружейного переулка и Садовой-Триумфальной улицы, наряду с доходным домом Лобозева и Канфеля. Другими словами, авторы, используя современные архитектурные средства, вернули этим окрестностям города определенный историзм и добавили стилевой целостности.Москва, Оружейный пер., 15
Доходный дом Калиновской
Доходный дом Е.М. Калиновской (1911, архитектор Э.К. Нирнзее). Хоть дом и не похож на замок, пройти мимо, не обратив на него внимание, невозможно. Шикарные майоликовые цветочные панно, украшающие его аттики, безусловно, притягивают взгляд. Этот доходный дом, построенный Э.К. Нирнзее для госпожи Калиновской, выполнен в стиле модерн и по праву считается одной из самых оригинальных построек Нирнзее. Фасад здания подчеркнуто несимметричен и украшен керамическим орнаментом в довольно редко встречающемся в Москве направлении модерна, который некоторые исследователи именуют «украинским» - рисунок декора воспроизводит мотивы художественного искусства Восточной Европы: живописные цветочные гирлянды, сказочные жар-птицы, необычные растения с удивительными плодами. Керамическое убранство фасада производства знаменитой мастерской Саввы Мамонтова в Абрамцево создавалось по рисункам художников Серебряного века: А. Васнецова, М. Врубеля, А. Головина, В. Поленова. Забавная история у огромных керамических наличников двух окон верхнего этажа. Созданные все там же в Абрамцево Александром Головиным, они экспонировались на Парижской выставке в 1900 году как… рамы для умывальных приборов, предназначенные для роскошных интерьеров той эпохи. А спустя десятилетие умывальные рамы оказались на фасаде дома Калиновской, теперь вместо огромных зеркал – окна, а вместо умывальников – подоконники. Остается только позавидовать фантазии и смекалке создателей и оформителей здания.Жаль только, что дому не присвоили статуса памятника архитектуры, и он оказался незащищенным перед вандализмом невежественных владельцев и жильцов дома, которые не пощадили майоликовые панно и наличники, врезав в них подводку и кронштейны кондиционеров. Дикари!
Москва, 4-я Тверская-Ямская ул., 5
Еще один дом построенный также по проекту Нирнзее
Дом построен также по проекту Э.К. Нирнзее, год постройки 1908. Очертания этого дома уже больше предыдущего напоминают замок. Особенно выделяется один из двух выступающих ризалитов здания, напоминающий собой крепостную башню. Дом несколько лет назад был старательно выкрашен желтой краской, и совершенно зря – старая кладка из красного кирпича выглядела бы куда колоритней.Москва, 4-ая Тверская-Ямская ул., 12
Доходный дом «Домохозяин»
Крупный доходный дом на пересечении улиц Чаянова и 4-й Тверской-Ямской построен в 1914 г. по проекту архитектора Н.Л. Шевякова строительным обществом «Домохозяин». Над входами в здание можно заметить вензеля общества – буквы О и Д. Появившиеся в России до революции общества квартировладельцев были своеобразным аналогом современных кредитных учреждений, членство в них позволяло приобрести жилье на льготных условиях, с возможностью получить рассрочку платежа на 10-20 лет. Общества за счет членских взносов и банковских кредитов покупали уже построенные здания или самостоятельно возводили дома для своих участников. К 1914 г. в Москве существовало более десятка подобных обществ, позволявшим людям среднего достатка решить жилищный вопрос. Одной из таких организаций и являлось строительное общество «Домохозяин». А возведенный им дом на пересечении Чаянова и 4-ой Тверской-Ямской стал одним из крупнейших жилых комплексов, построенных перед революцией.Москва, 4-ая Тверская-Ямская ул., 26/8
Монументальный замок эпохи правления Сталина
Этот П-образный двухуровневый дом-замок, усиленный зубчатыми башнями, построен в конце 1930-х и перестроен в 1953 году. Работали над проектом архитекторы М.А. Готлиб и А.Д. Хилькович. Этот дом, похожий на неприступную крепость, – один из ярких образцов вычурного и помпезного «сталинского ампира». Это ведомственный дом Министерства путей сообщения, жить в таком в советское время считалось престижным, да и сейчас, пожалуй, такие жилые комплексы относят к элитной недвижимости. Все бы хорошо, если бы дом не находился в непосредственной близости от Белорусского вокзала со всеми его вытекающими, уж не знаю, способны ли эти толстые стены защитить своих обитателей от бесконечного шума и многолюдных толп приезжих. Находился бы этот великолепный замок в месте более спокойном и тихом, мало кто отказал бы себе в удовольствии поселиться в нем.Москва, Ленинградский пр-т, 1
Подворье Валаамского Преображенского монастыря
Настоящая крепость монахов. Землю для подворья пожертвовал в конце XIX века московский гражданин, коммерсант и крупный благотворитель С.С. Прусаковым в знак памяти о чудесном исцелении его жены во время паломничества на Валаам. Здание подворья с храмом Сергия и Германа Валаамских на верхнем этаже построено в 1900-1904 годах по проекту А.Н. Роопа. Этот великолепный ансамбль выполнен в русско-византийском стиле. Над парадным входом, обрамленном киотами, возвышается звонница, а с улицы хорошо виден купол храма, расположенного в центре здания. Внутренние помещения здания были облицованы привезенным с Валаама гранитом, а внешние стены подворья украшают колонны из валаамского мрамора – все это для того, чтобы паломники могли прикоснуться к частицам священного острова Валаам.После 1917 года этим мощным стенам пришлось противостоять силе большевистского погрома. Храм буквально разорили, святыни, ценности и утварь были вывезены, колокольня на углу здания разрушена, храм закрыт, подворье упразднено. Его помещения сначала использовались под жилые площади – здесь находилось общежитие беспризорных женщин, во время Великой Отечественной в стенах бывшего подворья разместился военный госпиталь, позже – поликлиника.
В 1993 году подворье было возвращено верующим. Его здание к тому времени уже находилось в аварийном состоянии. После проведения реставрационных работ в подворье был вновь освящен верхний храм и часовня на первом этаже. Любопытно, что при восстановительных работах подворья росписи святых, находящиеся на лестнице, ведущей к верхнему храму, были отреставрированы на средства, пожертвованные Б.Н. Ельциным, пользовавшимся в бытность свою первым секретарем горкома Москвы услугами находившейся здесь поликлиники, которая оказалась ближайшей к его дому.
Москва, 2-ая Тверская-Ямская ул., 52
Храм Николы Чудотворца
В середине XIX века у Тверской заставы, на участке земли на стрелке Бутырского Вала и Лесной улицы, принадлежавшем купцу Рахманову, была организована старообрядческая община, во владении которой было два храма: домовая моленная и небольшая деревянная часовня. По заказу И.К. Рахманова в 1908 году архитектором И.Г. Кондратенко разработан проект нового храма в стиле белокаменной владимирской архитектуры и начал его строительство на месте деревянной часовни. Однако по неизвестным причинам стройка была приостановлена, и к вопросу сооружения нового храма снова вернулись лишь спустя 6 лет. В 1914 году для продолжения строительства был привлечен другой архитектор - А. М. Гуржиенко, который возобновил постройку храма на возведенном подклете, но уже по своему проекту, в стиле раннего новгородского зодчества. Возведение храма финансировалось средствами московских купцов и промышленников, старообрядцев П.В. Иванова и А.Е. Русакова. Ко времени Октябрьской революции здание было уже почти закончено, на колокольню даже были подняты колокола, но работы по отделке храма очень сильно затянулись, и храм был освящен лишь в 1921 году. Кстати, для тех лет это было из ряда вон выходящее событие, ведь повсеместно церкви разграблялись и разрушались, а тут вдруг – освящение нового храма.Храм вышел настоящим красавцем. Его золоченый купол и белокаменные стены, подобно жемчужине в драгоценной оправе, сияли, украшая своим светом одну из главных площадей столицы. Одноглавый, кубического типа, бесстолпный, с тремя апсидами и шатровой колокольней, храм больше всего напоминает историческую новгородскую церковь Спаса на Нередице XII века. Колокольня с крутоскатной кровлей возвышается на отступе от храма как сторожевая башня, она словно одинокий богатырь, вышедший в дозор и чутко несущий свою службу.
После освящения храм действовал лишь 14 лет, в 1935 году он был закрыт, обезглавлен и отдан под нужды местной противовоздушной обороны - в нем устроили склад. После Великой Отечественной здание храма было передано в ведение художественно-производственного комбината им. Е. В. Вучетича. Одно время в стенах храма располагалась мастерская скульптора С.М. Орлова, трудившегося в ней над созданием памятника Юрию Долгорукому, водруженному позже на Тверской площади. Лишь 1993 году храм был передан Русской православной старообрядческой церкви, в нем были возобновлены богослужения.
Несколько лет назад площадь Тверской заставы подверглась тотальной перестройке, и над храмом Николы Чудотворца нависли громады офисных зданий бизнес-центра «Белая Площадь». Белокаменный храм рядом с ними выглядит как айсберг, готовый встретить сразу три надвигающихся на него Титаника. Угадайте, кому от этой встречи не поздоровится?
Москва, ул. Бутырский Вал, 8/3с1