В письменном слове к нам дошла ничтожная часть прошлого. Неизмеримо больше немых свидетелей истории. И если трудно, порой невозможно расшифровать древние тексты, то насколько труднее заставить говорить вещи! Пожалуй, это возможно только если знать: вещи тоже осмысленны. Само положение археологических находок несет и хранит свой смысл. В гробницах, развалинах жилищ, в кладах расположение предметов — то же, что расположение букв в слове, слов во фразе. Смешайте буквы, слова — и бессмысленной станет любая книга.
Первый игровой автомат был изобретен немецким механиком Чарльзом Фейем в 1895 году и сразу приобрел большую популярность. С тех пор, хотя основной принцип игровых аппаратов не изменился, они получили большое разнообразие игровых функций и сюжетных линей. В игровом автомате «Золото ацтеков» вас ждут богатство древней цивилизации ацтеков , которые Вам предстоит найти, переместившись в древний мир этой таинственной цивилизации.
Вальтер Альва, директор Брюнингского археологического музея в Ламбайеке на севере Перу, уже много лет возглавлял археологические раскопки в этом районе и хорошо знал, что имеется в виду, когда начальник полиции звонит среди ночи и настоятельно предлагает приехать «прямо сейчас»: ограбление древних гробниц и могил издавна было подсобным (а то и основным) ремеслом для многих жителей долины реки Ламбайеке, как и многих других долин северного побережья, где сохранились постройки древних обитателей этой земли — величественные усеченные пирамиды и огромные культовые площадки из необожженного кирпича, которые здесь называют «хуакас».
Тогда, в феврале 1987 года, археолог был уверен, что в полицейском участке его ожидают жалкие крохи, оставленные грабителями. Но показанные трофеи сразу лишили его покоя: из 33 конфискованных изделий достаточно было увидеть хотя бы эти два позолоченных медных ягуароподобных лица с клыками из раковин или золотое изображение человеческой головы с огромными серебряными глазами и синими зрачками из ляпис-лазури.
Древнейший известный центр великих культур Нового Света — Центральноамериканский. Здесь, на территории Мексики, Гондураса и Гватемалы, еще в начале 1-го тысячелетия до н. э. жили «учителя учителей» — загадочные ольмеки, возводили свои города майя, а в последние века перед приходом испанцев создавали великую империю ацтеки. Второй центр древних цивилизаций находился на северо-западе Южной Америки, в основном на территории Перу. Вот почему не прекращается здесь охота за сокровищами. Из бесчисленных хуакас
извлечено и осело в частных коллекциях по всему миру несметное количество прекрасных гончарных, ювелирных изделий и других древностей. Среди трех десятков хуакас в долине Ламбайеке излюбленные «места работы» грабителей-хуакерос — окрестности больших пирамид в Сипане, который был крупным городским центром уже в первые века нашей эры.
Эти пирамиды — сильно выветренные, оплывшие, изрезанные редкими, но очень бурными здесь дождями. Более высокая пирамида и трехъярусная площадка слева внизу через дорогу были построены народом, известным сейчас под именем моче или мочика. На узкой 350-километровой полосе побережья между Андами и океаном приблизительно в 100—700 годах н. э. эти искусные земледельцы заселяли долины десятка небольших рек, текущих с гор на восток, в океан.
Вторая, более широкая и низкая пирамида построена уже другими обитателями этих мест, вскоре после 700 года, когда культура мочика пришла в упадок. Некоторые ученые считают, что они исчезли в связи с медленным и мирным переселением людей с юга, другие допускают нападение горцев, двигавшихся с Анд на восток. Загадка исчезновения мочика особенно волнует потому, что их очень старая по американским масштабам цивилизация достигла удивительно высокого развития.
Создав внушительную систему каналов, они сделали плодородными эти засушливые, пустынные районы, а речные долины превратили в настоящие оазисы, в которых могло прокормиться больше людей, чем живет там сейчас.
Удивительны дороги этих людей, не знавших никакого транспорта, кроме пешего носильщика и гонца: их ширима везде равна 9,8 м. Так как некоторые их пирамиды имеют основания со сторонами в 98 м, можно понять, что и там и здесь заложена определенная мера длины,— но все же зачем дороги так широки? Самый длинный канал мочика тянется на 113 км, а в одной из долин построен настоящий акведук высотой в 15 м.
Авокадо и другие фруктовые деревья на дамбах окаймляли орошаемые поля бобов, перца, картофеля, маиса, тыквы, земляных орехов и маниока. Урожай среди пустыни снимали четыре раза в год. Мясо давали прирученные ламы, мускусные утки и морские свинки. Рыбу, выловленную в океане, ели сырой или вялили на солнце.
С высоким техническим уровнем, виртуозным ювелирным искусством мочика могли соперничать, пожалуй, только их центрально-американские современники — майя. Ведь до создания великих империй ацтеков в Мексике и инков в самом Перу было больше тысячи лет. Крупнейшие пирамиды на побережье Перу также построили мочика. Высота их пирамиды в Сипане, даже размытой дождями, достигает 30 м, а знаменитая Хуака дель Соль (пирамида Солнца), стоящая в районе современного города Трухильо близ реки Моче (колыбели культуры этого народа, получившего от нее свое название), едва ли не величайшее рукотворное сооружение в Южной Америке до сего дня. Высота ее превышает 40 м, а размеры основания составляют 250×140 м.
На сооружение подобной пирамиды требовались десятки миллионов кирпичей и жизнь целого поколения. Строительство платформы и двух больших пирамид Сипана потребовало столько глины для кирпичей, что яма, из которой ее брали, сохранилась до наших дней в виде небольшого озера.
В глину добавляли гравий, помещали смесь в небольшие деревянные формы и выдерживали на солнце. Передавая кирпичи все выше, строители укладывали их, скрепляя той же глиной. По мере роста пирамиды или платформы возводились леса, и штукатуры покрывали сооружение гладким плотным слоем глины и песка для защиты боковых склонов и вершины.
Итак, полиция напала на след хуакерос. Все окрестности были взбудоражены: находки указывали на неслыханно богатые погребения на платформе. Золотая лихорадка заразила жителей Сипана и других деревень. Мужчины, женщины, дети стекались к глиняному холму. Лопатами и просто голыми руками они неистово копались в земле, просеивая ее через сита.
Кстати, благодаря невнимательности или торопливости хуакерос в разрытой ими яме была найдена вещь, которая не только прояснила картину одного из ритуалов мочика, но и указала на важную роль Сипана в его исполнении.
Тяжелый позеленевший медный скипетр около метра в длину был вмурован в стену, и грабители не заметили его. Навершие скипетра украшено сложной и удивительной скульптурной сценой. Сверхъестественное существо, наполовину ягуар, наполовину змея, совокупляется с женщиной на помосте, увенчанном остроконечной крышей. Помост огорожен в два ряда навершиями воинских булав. Сверху по краю крыши установлены 17 двуликих человеческих голов в рогатых шлемах.
В июне при расчистке раскопанной грабителями и обрушившейся ямы, вблизи ее дна обнаружился первый признак большой находки: следы деревянных балок. Археологи взялись за кисти. Вскоре открылась кромка сосуда из красной глины. Теперь каждое движение открывало новые горшки, чаши, кубки, кувшины. Потом оказалось, что в могиле и примыкающих к ней помещениях их было больше тысячи — самое крупное собрание доколумбовых гончарных изделий. Это были знаменитые фигурные сосуды мочика — живые, выразительные, часто гротескные изображения людей. Многие из них группировались в целые композиции — воины, слуги, музыканты и связанные обнаженные пленники окружали знатных персон.
Там же, в помещении с сосудами, были найдены раковины моллюска спондилус, считавшегося пищей богов, и следы жертвенного мяса ламы. Но там оказалась и более серьезная жертва — человек. Скелет мужчины лежал в хорошо известной по многим погребениям «позе эмбриона» — скорчившись, с подобранными под себя ногами и руками. Такие жертвы по пустякам не приносились.
В соседней части раскопа, на глубине 3,5 м, археологи обнаружили вытянутый человеческий скелет, принадлежавший 20-летнему мужчине. Это был уже не принесенный в жертву, а страж в обычном облачении знатного воина: позолоченный медный шлем, круглый щит на груди. В левую руку и в рот мертвеца были вложены куски меди. И не только это было необычным у стража могилы: он не имел ступней. Позже стало ясно, что это не случайность.
Ниже снова открылись следы настила из деревянных балок. Радиоуглеродный анализ показал, что они были сделаны в 290 году н. э. ± 50 лет. Вскоре под кистями проступили следы деревянного саркофага, запечатанного и никогда не открывавшегося. Когда погребение было окончательно расчищено и раскрыто, ученые поняли, что за всю историю перуанской археологии никто еще не находил ничего подобного.
Лежащий головой на юг правитель (а погребенного в саркофаге сразу стали называть правителем) был не один. Саркофаг окружали тела четырех его спутников. В ногах и в изголовье находились погребения молодых женщин. Та, что в ногах — в медном головном уборе с маской,— лежала на правом боку, головой на запад. Вторая в той же позе — головой на восток.
По бокам саркофага лежали лицом вверх скелеты двух мужчин в возрасте около 40 лет. Левый спутник правителя, судя по медному щиту, головному убору и боевой палице, был воином. Лежавший справа, возможно, слуга, был похоронен с собакой в ногах. Изображения собак такой породы с тонким хвостом часто встречаются на рисунках мочика, где обычно аристократы охотятся с ними на оленей. У воина и женщины, лежавшей в ногах правителя, отсутствуют левые ступни. Вместе с отсутствием обеих ступней у верхнего стража вырисовывается во многом неясная картина каких то сложных представлений о посмертных обязанностях каждого из похороненных. Лишение ступней стража, пожалуй, можно объяснить достаточно убедительно: он должен был охранять последнюю обитель своего господина, не отступая ни на шаг перед врагом. Но что означает отсутствие одной, притом левой ступни? Право на ограниченную свободу? Но почему тогда целы обе ноги у человека с собакой и второй женщины? Не ответят ли на этот вопрос другие гробницы?
Предметы, принадлежавшие погребенному, казались неисчислимыми. Два головных убора в виде золотых полумесяцев и две конические шапки из тростника с филигранными украшениями из позолоченной меди и перьев, воротники, опахала и ожерелья, пять нагрудных украшений, расшитых белыми и красными бусами из ракушек, браслеты из сотен мелких золотых и бирюзовых бусин, причем каждая золотая бусина была полой, спаянной из двух полусфер листового золота.
Из нескольких ожерелий особенно интересны два одинаковых — из золотых и серебряных «земляных орехов», раза в три больше натуральных, из которых пять золотых были расположены справа, а пять серебряных — слева. В явном соответствии с выраженной здесь идеей о строгой и незыблемой упорядоченности и ориентированности мира около правой руки правителя лежал золотой брусок, около левой — медный. В левую руку был вложен медный нож. О том же говорит и тщательная ориентация гробницы и тел погребенных по сторонам света. Священный смысл, придаваемый строгой ориентации в пространстве, характерен для всех древних культур Нового Света. Север, Юг, Запад и Восток везде имели свой цвет, свой символ, своего бога… Священное значение похороненных внутри гробницы контрастирует с произвольно лежащими телами жертвы и стража.
Может быть, самым важным из найденных предметов был совершенно необычный для европейских погребений — погремушка с золотой головкой в форме перевернутой пирамиды в правой руке погребенного . Ее длинная медная ручка была украшена миниатюрными боевыми палицами и щитами и переходила в лезвие. Тему войны развивали сцены, изображенные на всех ее гранях: воин в сложном одеянии, держа за волосы скорченного пленника, наносит ему удар палицей.
Явно церемониальными были медные сандалии правителя Сипана. На них не было следов носки — впрочем, ходить- то в них было совершенно невозможно. Очевидно, назначение такой обуви состояло лишь в том, чтобы подчеркнуть священную неподвижность правителя.
Под телом на деревянной решетке лежало массивное золотое украшение головного убора в форме полумесяца. Под решеткой находился еще более массивный (свыше 800 г) золотой предмет, который можно образно назвать «крыло». Эта металлическая пластина, которая подвешивалась на спину воина для защиты, обычно была медной. Золотое крыло носили скорее всего лишь как символ власти.
Но верна ли догадка археологов — действительно ли найдена гробница правителя Сипана? Может быть, это просто высокопоставленный военачальник, тем более что могила буквально набита военными регалиями.
За последние 20 лет в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе создан архив, содержащий более 125 тыс. фотографий предметов искусства мочика, находящихся в музеях и частных коллекциях всего мира. Здесь можно пообрать нужные ключи к разгадке личности погребенного в Сипане.
Немало предметов из могилы напоминали то, что уже было известно по расписным и скульптурным сосудам. Сосуды показывают и то, как было принято носить найденные вещи. Те же основные предметы имеет человек на ушной подвеске из гробницы: боевую палицу, украшение головного убора в форме полумесяца, носовое украшение и колокольчики на поясе — типичный костюм воинов. «Крыло» также носили только они
В искусстве мочика есть сцены военных смотров, приготовлений к войне, в разных вариантах изображается бой: воины выпускают в противника камни из пращей и стрелы, а в ближнем бою используют палицы. Но художественные произведения говорят и о том, что основная, определяющая цель боевых действий была совсем иной, чем сейчас: захват в плен вражеских воинов для принесения в жертву.
Цель войны определялась религией, и всякая война считалась священной — другие были просто не нужны. Поэтому и обращение с пленными было особым. Прежде всего с них снимали одежду и вместе с отобранным оружием вешали на свои палицы. Пленников с веревками на шее торжественно приводили прямо на дворцовые церемонии, где и приносили в жертву. По известным нам свидетельствам более поздних народов, сами пленные в таких ситуациях гордились своей участью и требовали, чтобы жертвоприношение совершалось по всей форме. А если учесть, что, судя по росписям мочика, знатных пленных могли доставлять во дворец даже на носилках, они тоже высоко ценили свое предсмертное и посмертное участие в дворцовых торжествах.
Итак, сипанская гробница особенно ярко и наглядно показала, какое высокое положение занимали местные правители, совмещавшие власть царей и жрецов, особенно если учесть, что сам Сипан был крупным религиозным центром. Ученые получили впечатляющие свидетельства не только разнообразного и виртуозного ремесла, но и весьма развитой социальной организации мочика, богатых религиозных представлений.
В. гробнице, подвергшейся ограблению в феврале 1987 года, с которого началась вся эта история, содержалось поразительно много предметов, аналогичных найденным в уцелевшем погребении. Здесь и браслеты из бусин, и круглые ушные подвески с изображениями, украшения головного убора в форме полумесяца, ожерелья из золотых и серебряных земляных орехов, боевое «крыло», украшенное колокольчиками и изображением сцен обезглавливания. И самое главное — в ней находилась золотая погремушка с серебряной рукояткой, почти такая же, как найденная в неразграбленной могиле.
Все эти факты порождают новые волнующие ожидания. Ведь сказанное означает, что Сипан мог быть не просто крупным религиозным центром, но к тому же некрополем вождей-жрецов.
Остается надеяться, что новые находки станут сокровищами не для черного рынка, а для науки и помогут ей преодолеть и разрушающее действие времени и алчность грабителей, и попытки всех желающих переписать историю, будь то древние инки или современные поборники «культурных революций».
© Борис Понкратов