Район Люблино принадлежит Юго-Восточному административному округу Москвы. Считается, что освоение здешних земель началось еще во времена Лжедмитрия, когда его казаки и стрельцы после похода на Москву стали селиться в этих местах.
В 18 веке владельцем Люблино был князь А.А. Прозоровский. Приблизительно в 1770 году Люблино, в котором на то время не было барской усадьбы, перешло к сыну князя – В.П. Прозоровскому. Затеем, в 1790-х годах сельцо Люблино приобрела княгиня А.А. Урусова (в девичестве Волкова), и при ней здесь вновь существовала усадьба.
В конце 18 века века имение перешло к действительному статскому советнику Н.А. Дурасову, который оказал самое большое влияние на развитие имения. При Дурасове были построены усадебные постройки, которые сохранились до нашего времени, в числе которых и дворец. Считается, что Люблинский дворец построен архитектором И.В. Еготовым по проекту Р.Р. Казакова.
Существует более загадочная версия смены владельцев имения. В годы правление Екатерины Великой и ее сына Павла I процветали различные тайные общества. Предание гласит, что Прозоровский был членом масонской ложи, общества вольных каменщиков. Он облюбовал себе живописное место вблизи прудов на юго-востоке Москвы, и основал там имение Люблино, а затем передал его своему сподвижнику Дурасову.
Н.А. Дурасов был очень состоятельным человеком, и в самые короткие сроки усадьба совершенно преобразилась. В 1801 году здесь построили новый господский дом. Здание имело форму креста, а концы его были соединены колоннадами. Это было очень необычное решение для барского особняка того времени. Возможно, именно такая форма и породила версию о принадлежности владельца к масонам, а еще говорили, что дом построен в виде ордена святой Анны, который является гордостью Дурасова.
Авторство Еготова в отношении дворца точно не установлено, но косвенными доказательствами этого являются барельефы на торцах дома. Их копии располагаются на фасаде главного дворца усадьбы Кузьминки, где тоже работал этот архитектор.
В статье журнала «Живописное обозрение», датированной 1838 годом, говорилось, что строительство главного дома в Люблине Дурасов поручил архитектору Казакову. Именно Р.Р. Казаков строил до этого усадебный дом в Кузьминках, а вместе с ним работал и Еготов.
Внутренние интерьеры дворца в Люблино гармонично сочетают в себе элементы архитектуры, живописи и скульптуры. Парадные залы первого этажа украшают росписи в стиле гризайль (живопись, выполненная в разных оттенках одного цвета). Сюжеты росписей взяты из древнегреческой мифологии. Над росписями работал такой художник и декоратор как Джеромо (Ермолай Петрович) Скотти, а также некий Ольденель.
В столовой и гостиной находятся фрески и панно высокой художественной ценности. Третий этаж здания является огромным бельведером, который венчала статуя Аполлона.
Помимо главного дворца в Люблине были отреставрированы старые строения, и построены некоторые новые. Новые здания строились из кирпича. Сама усадьба, парк и сад окружал лес, расчищенный в обе стороны на две версты.
Дурасов поселился в новом доме сам, а также устроил в нем пансион для детей дворян. Довольно часто в доме проходили шикарные приемы. Писатель М.А. Дмитриев писал о Дурасове, что тот: «жил в своем Люблине как сатрап, имел в садках всегда готовых стерлядей, в оранжереях - огромные ананасы и был до эпохи французов (до 1812 года), все изменившей, необходимым лицом общества при тогдашней его жизни и тогдашних потребностях». 23 мая 1818 года в Люблине прошел торжественный прием, устроенный в честь вдовы Павла I, императрицы Марии Федоровны.
Этот прием стал одним из последних, которые устраивал хлебосольный хозяин. В июне этого же года Дурасов умер. После его смерти один из частых гостей имения, почт-директор А.Я. Булгаков написал: «Добрый был человек. Весь город жалеет о смерти его».
Н.А. Дурасов никогда не был женат, и прямых наследников не имел. Поэтому имение унаследовала стала его сестра, А.А. Дурасова, которая вышла замуж за своего однофамильца, генерал-лейтенанта Михаила Зиновьевича Дурасова.
Люблино в это время стало превращаться в дачную местность, где состоятельные москвичи снимали летние дачи. В погожие дни сюда приезжали на отдых целыми семьями. Несмотря на то, что прежние пышные приемы ушли в прошлое, Люблино по-прежнему было прекрасным местом для проведения досуга. В 1825 году писатель И.Г. Гурьянов писал об этой усадьбе: «Ныне нет здесь представлений, но жители столицы все ездят сюда проводить время и принимаются с тем же гостеприимством, с каковым и прежде. Пройдя флигели и небольшую площадку, вы войдете в оранжерею и удивитесь царствующему здесь порядку и чистоте; вся оранжерея разделяется на десять зал; шестая, составляющая середину сего весьма большого здания, круглая, покрыта куполом и освещается сверху; на самой средине стоит отличное по величине померанцевое дерево: не говоря о том, что густые ветви его занимают знатное пространство сего зала, скажем, что стебель онаго имеет в окружности 14 вершков».
Время шло, а Люблино оставалось все тем же: ухоженный парк, богатый особняк, скотный двор с дорогими тирольскими коровами, огород и образцовая обогреваемая теплица, где выращивали ананасы и многое другое.
Унаследовавшей Люблино А.М. Дурасовой к тому времени быль уже трудно управлять обширным хозяйством, и она продала имение московскому богачу Н.П. Воейкову, который довольно быстро продал его коммерсанту и купцу 1-й гильдии Конону Никоновичу Голофтееву.
Голофтеев осуществил некоторые переделки в доме. Северную колоннаду застеклили, арки в цоколе заложили, а между колоннами установили балюстрады. Эти изменения были очень корректными, и не нанесли особого вреда архитектурному облику здания. Все так же сдавались внаем под дачи многие строения в Люблино, но их было недостаточно, и рядом с усадьбой появился дачный поселок, который назвали Новым.
В 1872 году в Москве, в Александровском саду проходила Политехническая выставка, и на ней Голофеев приобрел один из экспонатов – маленькую шатровую церквушку в неорусском стиле. Церковь перевезли в имение и установлена рядом с главным домом. Храм был освящен лишь в 1894 году.
Известно, что в 1866 году дачу в Люблино снимал Ф.М. Достоевский. Поначалу он навещал здесь свою сестру, В.И. Иванову, но писателю здесь так понравилось, что он снял для себя соседнюю пустующую дачу.
Что касается дачной жизни в Люблине, то она была тихой и спокойной, без особых увеселений. Спустя некоторое время здесь появился театр, в котором ставили спектакли местные любители, а иногда заезжали и профессиональные артисты. Как раз к тому времени стали популярными велосипедные прогулки, и в Люблино приезжали любители велосипедного спорта из Москвы.
В июне 1904 года над Люблино пронесся разрушительный ураган, от которого пострадал весь юго-восток Москвы. В результате в дачном поселке были полуразрушены или разрушены целиком многие строения. От театра ничего не осталось, половина сосновой рощи оказалась вырвана с корнями, а всего погибло около 70 десятин леса. Ветер сорвал с барского дома крышу, град выбил окна, из-за чего пострадала даже мебель и внутренние интерьеры. Оранжерее ураган также нанес ощутимый ущерб. Статуя Аполлона была значительно повреждена, и наследник, Н.К. Голофтеев заказал в Гамбурге новую статую из свинца. Правда, вместо Аполлона, теперь дворец венчала фигура святой Анны.
В 1925 году Люблино получило статус города, а в 1960 году – вошло в состав Москвы. Дачная застройка Люблино была ликвидирована в 1970-х годах.
© По материалам книги Аверьянова К.А. «История московских районов»