История района Печатники, принадлежащего Юго-Восточному административному округу Москвы, тесно переплетается с историей сразу нескольких старинных селений, таких как Печатниково, Батюнино, Курьяново, а также местности, именуемой Перерва. Все они развивались как единое географическое, хозяйственное, социальное и демографическое образование.
Обитель располагалась на высоком холме, на берегу Москвы-реки. С этого возвышения открывался широкий обзор, и можно было увидеть купола московских церквей. Это было прекрасное место для тех, кто ищет покоя и уединения, что привлекало сюда многих верующих.
Изначально монастырь назывался в честь чудотворца Николы Старого, по главному храму. Слово Перерва добавилось к названию в 17 веке, когда после весеннего половодья Москва-река не вернулась в старое русло, а повернула вправо к селу Коломенскому, располагавшемуся напротив монастыря на другом берегу.
В годы царствования Алексея Михайловича обитель получала щедрые пожертвования и от царя, и от прочих состоятельных лиц, что значительно улучшило ее положение. В 1669 году в Николо-Перервинский монастырь привезли с Афона список Иверской иконы Божией Матери – один из самых почитаемых образов на Руси.
Пожалуй, самым громким событием, связанным с Николо-Перервинским монастырем, стало заточение митрополита Филиппа Колычева в 1567 году. Колычев был сослан сюда за то, что осмелился открыто осудить царя Ивана Грозного и его кровавую опричнину. За свои слова пострадал не только сам митрополит, но и многие его близкие и родные. Так, в качестве подарка Иван Грозный прислал Филиппу голову его любимого племянника. В ответ митрополит благословил страшное подношение, а затем вернул его посланцу царя. Многие москвичи собиралисьтогда у стен монастыря, чтобы выразить сочувствие опальному митрополиту, и опасаясь народного бунта царь подослал к Филиппу опричника Малюту Скуратова, который и убил узника.
В начале 18 века монастырь становится местом заключения провинившихся лиц духовного звания. В 1764 году монастырские владения были секуляризированы, и 79 крестьян Перервинской слободки стали экономическими. Сам монастырь через некоторое время утратил былое значение и был приписан к Чудовой обители.
В 1775 году московский митрополит Платон основал в Николо-Перервинском монастыре семинарию. В 1784 году здесь построили учительский корпус, в 1805 – семинарский корпус и новый архиерейский дом. В 1830-1832 годах по проекту архитектора М.И. Бове на территории монастыря построили здание для духовного училища, начавшего работу в 1820-х годах. Последним, что было построено в обители, стал собор Иверской иконы Божьей матери. Его возвели в 1904 году по проекту архитектора П.А. Виноградова.
В середине 18 века в районе Перервы возникли поселения старообрядцев. В 1853 году их численность равнялась 170 жителям. Согласно документам 1852 года, в Перервинской слободе, которая относилась к Удельному ведомству, проживало 282 души мужского пола и 311 души женского. В селении числилось 67 дворов. В конце 19 века численность населения выросла до 871 человека.
Следующим знаменательным событием в жизни Перервы стало строительство Перервинской плотины и шлюза. Эти сооружения были устроены в 1870 году для поддержания судоходного уровня воды в Москве-реке. Плотина существовала до 1935 года, а затем ее разобрали, и построили гидроузел, благодаря которому уровень воды в реке поднялся на 3 метра. После того как в 1881 году вблизи Перервы была проложена железная дорога, и здесь стали появляться дачи.
В сентябре 1940 года Николо-Перервинский монастырь закрыли. Долгое время в его помещениях размещались различные культурные учреждения и мелкие производства. В 1991 году Русской Православной церкви был передан соборный Никольский храм, а в 1993 году общине церкви вернули и остальные храмы и строения монастыря.
В 1960 году территория Перервы вошла в черту Москвы, а историческое название осталось в наименовании улицы Перерва.
Следующее селение, которое некогда располагалось на территории современного района Печатники – одноименное село. В документальных источниках 16 века встречается два варианта названия этой местности: Печатники и Печатниково. В летописях 1558 года встречается упоминание служивого человека Владимира Печатникова, погибшего во время ливонского похода. Считается, что название селения, скорее всего, произошло от его фамилии. Вторая версия строится на том, что в 18 веке в этой местности при окрашивании ситца применяли деревянную форму с вырезанным рельефным рисунком. Этот рельеф покрывали разноцветными красками, и создавали пеструю узорчатую ткань, то есть, печатали ее.
На рубеже 14-15 веков началась массовая вырубка лесов. На расчищенных территориях устраивали села и деревни, усадьбы, возводили храмы и распахивали земли. Создавались командорства, состоявшие из разных населенных пунктов. Крестьяне этих селений считались государственными, и село Печатники вошло в их число. В церковных документах 1774 года говорится о том, что Печатники принадлежат приходу Знаменской (Троицкой) церкви села Карачарово. В селе насчитывалось 40 дворов, жители занимались земледелием, хотя земли здесь были болотистые и давали плохой урожай. Местные земли были богаты дичью, и по преданию здесь часто охотился царь Алексей Михайлович. Кроме того, через село Печатники проходила древняя дорога на Коломну.
В 1803-1804 годах все государственные деревни перешли к удельным ведомствам. В 1876 году начала работу Перервинская земская школа, в которой обучали крестьянских детей из сел, принадлежавших удельному ведомству. В то время население Печатников достигло 600 человек, среди которых был и известный впоследствии рабочий поэт Филипп Степанович Шкулев.
В 1930-х годах Печатники вошли в состав города Люблино, а в 1960 году бывшее село было присоединено к Москве. После этого здесь развернулось массовое жилое строительство, район начали благоустраивать, создавать всю необходимую инфраструктуру.
Деревню Батюнино, также располагавшуюся на территории современного района Печатники, населяли рыбаки. Эта деревня входила в состав Коломенской дворцовой волости, первые достоверные сведения о ней относятся к 17 веку. Тогда здесь проживало десять семей рыбаков, которые из поколения в поколение передавали свое ремесло.
Обязанностью рыбаков деревни Батюнино было сдавать для государевых нужд определенное количество рыбы. Деревня располагалась на берегу Батюнинского озера, которое было одним из многих в этой местности. В этих озерах рыбаки ловили свежую рыбу для царского стола, а также разводили ее и следили за тем, чтобы посторонние люди не занимались в этих озерах рыбной ловлей.
За службу рыбаков наделяли земельными наделами. После того, как столица России была перенесена в Санкт-Петербург, рыбный промысел сошел на нет, и жителей перевели на денежный оброк. В середине 18 века Батюнино принадлежало Сдельному ведомству. В деревне насчитывался 31 двор, и проживало 95 душ мужского пола и 117 женского. В конце 19 века население деревни возросло до 302 жителей.
Соседняя деревня Курьяново располагалась на берегу другого озера – Курьяновского. Поначалу она также входила в состав Дворцовых владений, а потом перешла в распоряжение Цельного ведомства. В середине 19 века в Курьянове было 108 дворов и 229 жителей.
В 1926 году здесь уже было 108 дворов. В 1930-е годы деревня вошла в состав колхоза Огородный гигант. Когда здешние земли было решено отдать под устройство полей аэрации, жителей Курьянова переселили в специально построенный посёлок, расположенный возле железнодорожной станции Щербинка. Этот поселок назвали Новокурьяновкой. Строительство Курьяновской станции аэрации началось до Великой Отечественной войны, а было закончено только в 1950 году. В 1978 году была введена в эксплуатацию Новокурьяновская станция, ставшая самой большой в Европе.
В настоящее время район Печатники является одним из крупных промышленных центров Москвы. Промзона занимает здесь около 67% общей территории. В Печатниках находится одноименная станция Московского метрополитена Люблинско-Дмитровской линии.
© По материалам книги Аверьянова К.А. «История московских районов»