Одной из главных святынь собора Рождества Пресвятой Богородицы г. Opeхово-Зуево является икона св. великомученика и целителя Пантелеймона, находящаяся в правом придела храма, также ocвященном в память этого древнего и почитаемого святого.
Однако, что характерно, большая икона Покрова Пресвятой Богородицы находится недалеко от образа св. Пантелеймона, на южной стороне первого правого столпа. Можно полагать, что это и есть несостоявшийся главный «придельный» образ.
Появление же образа вмч. Пантелеймона в храме ознаменовалось случаями чудесных исцелений по молитвам припадающих к Угоднику Божиему страждущих, на поклонение святыне прибывали паломники не только из самых разных приходов Богородского уезда и всей Московской губернии, но также и из соседней Владимирской губернии тянулись люди в Зуевский храм.
После 1917 года для Русской Православной Церкви наступили тяжелые времена; свидетельством подвигов Орехово-Зуевских новомучеников и исповедников явилось их прославление вместе с прочими новомучениками и исповедниками Земли Русской. Страдали и гибли не только люди, но и храмы; становилось их все меньше и на Орехово-Зуевской земле; в это страшное время бывший храм села Зуево становится кафедральным собором благочиния. Истинно всякое слово Спасителя: «Не может укрыться город, стоящий на верху горы.
И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5:15-16). Так, претерпев несколько лет закрытия и запустения, зуевский храм Рождества Богородицы остался светочем благочиния, и к нему по-прежнему тянулись томимые духовной жаждой люди, и в том числе - к его чудотворной иконе. Свидетельством этого всенародного почитания святыни может послужить тот факт, что в народе в то время храм Рождества Богородицы звался «Пантелеимоновским».
Часто случалось, что тот или иной храм звался среди людей по освящению не главного, а бокового придела (например, горбачихинский Свято-Троицкий храм близ Дрезны звался Параскевиевским, либо 10-й Пятницей как раз по боковому приделу), но здесь, безусловно, мы видим другой случай: ведь второй боковой придел был освящен в честь всеми почитаемого св. Николая, Мирликийского чудотворца - и тем не менее, храм звался «Пантелеймоновским». На престольный праздник в пантелеимоновском приделе даже в годы советской власти регулярно совершались архиерейские Богослужения; здесь служил и митрополит Крутицкий и Коломенский Пимен (Извеков) (на митрополии с 1963 по 1971 г.) - будущий Патриарх Московский и всея Руси.
Настало время возрождения Русской Церкви, жизнь благочиния расцветает, восстанавливаются разрушенные храмы и строятся новые, но народная любовь неизменна; свидетельством почитания образа св. Пантелеймона в новейшее время являлись приносимые выздоровевшими людьми драгоценные украшения в благодарность святому угоднику.
В 2004 году в чудотворную икону был вмонтирован мощевик с частицей св. мощей св. Пантелеймона, так что с этого времени прихожане и паломники имеют чудесную возможность приложиться к святым мощам небесного заступника и целителя. Это тем более глубоко символично и далеко не случайно, что свершилось это в преддверии широко отмеченного всеми Православными Церквями юбилея 1700-летия преставления святого.
Однако после этого празднования, имевшего широкий резонанс и в Орехово-Зуевском благочинии, пришло время позаботиться и о самой иконе. Время, как известно, безжалостно ко многим вещам - так и чудотворный образ все же подвластен разрушительным изменениям. Вековой возраст конечно же сказался и на деревне, и на красках, да и воздействия внешней среды тоже сыграли свою роль. Когда-то икона уже была поновлена, но к 2006 году вновь стал вопрос о реставрационной помощи образу.
Благочинный церквей Орехово-Зуевского округа протоиерей Андрей Коробков принял решение об отправке иконы на реставрацию для того, чтобы чудотворный образ не погиб и по-прежнему внимал бы чаяниям не только современных прихожан и паломников, но и их близких и далеких потомков. В светлые Пасхальные дни 2006 г. храмовый образ торжественно возвратился на свое «родное» место; драгоценные приношения были переплавлены, и из этого материала ювелиры изготовили венец великомученику Пантелеймону и украшения на его ризы.
Иные чтимые старые иконы собора - Богородичные, из них, прежде всего - Казанская икона Божией Матери под ризой у середины левой стены Никольского придела (одна из нескольких в нашем храме), там же ближе к алтарю Скоропослушница афонского письма и Федоровская, Нечаянная Радость с западной стороны первого левого столпа и Черниговская с западной стороны первого правого столпа. Недалеко от иконы вмч. Пантелеймона, на правой стене Пантелеимоновского придела, находится чтимая икона Всех Скорбящих Радость. Надпись на ней сообщает, что «Сия икона сооружена в память избавления от холеры 1893 г. Пожертвована от артели мастеровых фабрики В.Морозова в Церковь Рождества Пресвятыя Богородицы села Зуева в 1894 г.».
Именно об этой эпидемии холеры в Орехове сообщает в своем дневнике морозовский служащий Бычков: « Июль 1893 г. 30-е. Пятница… Сегодня в ночь появились случаи заболевания холерой, один случай был смертный. За день сегодня всех больных холерою восемь человек, умерло двое… Август 1893 г. 3-е. Вторник… Холера день ото дня усиливается, но с точностью узнать нельзя, сколько заболевает, сколько умирает… Сентябрь 1893 г. 29-е. Среда… Холера в начале сентября стала заметно прекращаться, а теперь совсем ее нет».
Рядом с этой исторически замечательной иконой, справа, под изображением св. благоверного князя Александра Невского, находится Троеручница. В одной же из новых икон Божией Матери, недалеко от входа справа, находится небольшой камень от гробницы Девы Марии.
После входа в баптистерий на правой стене находятся четыре почитаемых старинных иконы - святителя Николая Чудотворца, преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского и святителя Феодосия Черниговского.
Замечательна и интересна еще одна икона святителя Николая, обычно лежащая на аналое близ солеи Никольского придела: она резная, и выполнена из дерева; как известно, патриарх Никон не одобрял подобного рода иконы и даже боролся с ними, и этот вид церковного искусства сохранился, в основном, лишь на Русском Севере. И хотя наша икона не столь древняя и вряд ли северного, архангельско-вологодского происхождения, она, тем не менее, представляет эту традицию в нашем храме.
Также стоит отметить, что и иконостасы всех трех храмовых приделов, и иконы в них сохранились с царских времен; в недавнее время реставрированы. Завершена же данная статья будет выпиской из паспорта памятника истории и культуры от 1993 г., касающейся зуевских иконостасов: «В церкви хорошо сохранились главный и придельный иконостасы, украшенные резьбой в традициях средневековой русской архитектуры. Главный иконостас - пятиярусный, придельные - трехъярусные. Ярусы разделены профилированными карнизами. Рамы для икон, которые имеют арочную, прямоугольную, овальную форму, а также трехлопастные перемычки и форму квадрифолия, образуют пирамидальные композиции и разделены резными полуколонками».
Отмечу особо, что речь идет о деревянной резьбе иконостаса - то есть это не позолоченная лепнина, как может показаться. Замечательный ансамбль зуевских иконостасов, несмотря на понесенные в советское время утраты, занимает свое достойное место среди прочих немногих дошедших до нас исторических иконостасов в Рудненских, Старо-Покровском, Нестеровском и Кабановском храмах Орехово-Зуевского благочиния.
Адрес
улица Володарского, 18, Орехово-Зуево, Московская область, 142602