Понятие старообрядцы возникло на Руси в конце XVII века, когда часть верующих не согласилась с новшествами, введенными на церковном соборе 1666-1667 годов, и продолжала осуществлять богослужения по старым обрядам. Со временем старообрядцы разделились на два основных течения: поповцы, т.е. приемлющее священство, и беспоповцы, т.е. священство не признающих. В свою очередь эти течения также разделились на целый ряд направлений. Находясь в оппозиции официальной православной церкви, старообрядцы на протяжении всей своей истории подвергались гонениям. Однако временами государственная власть проявляла к ним относительную терпимость, что позволило вполне официально существовавать целому ряду различных общин старообрядцев. Крупнейшими старообрядческими общинами в Москве являются Рогожская и Преображенская общины.
Рогожская старообрядческая община
Рогожская старообрядческая община ведет свою историю с 1771 года, когда за Рогожской заставой было основано кладбище для захоронения старообрядцев, умерших во время эпидемии чумы в Москве. Кладбище получило название Рогожского. Учитывая большой вклад старообрядцев в борьбу с эпидемией чумы в Москве, Екатерина II разрешила старообрядцам-поповцам строительство вблизи кладбища двух своих храмов. В дальнейшем здесь сложился целый поселок старообрядцев. Кстати, эти места до сих пор носят название Рогожский поселок.В 1856 году, в пору гонений на старообрядцев, богослужения в храмах Рогожской общины были прекращены, и алтари храмов были опечатаны. Церковные службы были возобновлены лишь в 1905 году. В 1911 году при Рогожской общине был открыт особый старообрядческий богословско-учительский институт. В 1920-30-х годах Рогожская община подверглась гонениям, однако сумела выжить и существует и поныне. Адрес комплекса старообрядческой Рогожской общины - Рогожский поселок, 29. Добраться сюда довольно просто на общественном транспорте от станции метро Марксистская.
Первое, что поражает каждого пришедшего сюда, - это церковь-колокольня Воскресения Христова. Построенная в 1906-1912 годах по проекту архитектора Ф.И. Горностаева колокольня является одним из самых необычных храмов Москвы. Кстати, эта колокольня всего на 1 метр ниже колокольни Ивана Великого в Кремле, т.е. её высота около 80 м. В середине 1920-х годов с колокольни были сняты колокола, а в 1933 году церковь Воскресения была закрыта. Церковь была вновь открыта в 1947 году, но уже под именем Успенской. В 1990 году на колокольню подняли 260-пудовый колокол, снятый с нее в начале 1930-х годов, и колокольня вновь заговорила. Главным храмом Рогожской старообрядческой общины является Покровский собор. Покровский собор был построен в 1790-1792 года по проекту архитектора М.Ф. Казакова. Внутри собора находится богатейшее собрание старинных русских икон. Церковь Рождества Христова была построена в 1804 году по проекту И.Д. Жукова. В 1929 году церковь была закрыта. Ее здание было перестроено, была снесена вся верхняя часть храма. В здании церкви Рождества Христова в разное время размещались столовая, склад, фабрика и даже база игральных автоматов. В настоящее время здание передано старообрядческой общине, началась его реставрация.
К югу от церкви Рождества Христова находится небольшое здание, которое является резиденцией старообрядческого митрополита Московского и всея Руси. Кстати, в настоящее время старообрядческим митрополитом Москвы и всея Руси является Алимпий. На территории Рогожского поселка находится и Никольская церковь (церковь Николая Чудотворца). Никольская церковь была построена в 1776 году и первоначально принадлежала Рогожской старообрядческой общине. Однако в 1854 году церковь была передана единоверцам. (Единоверцы совершали богослужения по старому обряду, но подчинялись в иерархическом отношении официальной церкви.) Современный вид Никольская церковь приняла после перестройки 1863-1866 годов. Сейчас это православная церковь.
Преображенская старообрядческая община
Преображенская старообрядческая община также ведет свою историю с 1771 года, когда во время эпидемии чумы старообрядцам-беспоповцам под кладбище были переданы земли за Преображенской заставой. В дальнейшем около этого кладбища, получившего название Преображенского, и сложилась Преображенская община старообрядцев-беспоповцев. Основателем этой общины считается купец И.А. Ковылин. В 1784-90 годах здесь была построена Успенская церковь. В начале XIX века на территории общины сформировались отдельные мужская и женская обители, разделяла которые дорога на Преображенское кладбище. В 1806 году обители были обнесены каменными стенами с башенками. В 1811 году была возведена Крестовоздвиженская церковь (церковь Воздвижения креста Господня). В 1876-79 годах была возведена колокольня Успенской церкви.При Николае I, в период притеснения старообрядцев, в 1854 году Успенская церковь была преобразована в единоверческую. Здесь был освящен придел св. Николая, по которому церковь стали называть Никольской. В 1866 году на территории мужской обители был создан Никольский единоверческий монастырь. Оставшаяся у старообрядцев обитель стала называться Преображенским богадельным домом. После Октябрьской революции Никольский единоверческий монастырь был закрыт, в помещениях монастыря разместились различные учреждения. В 1930-е годы была уничтожена значительная часть стен, окружавших обители.
Часть территории бывшего монастыря была передана Преображенскому кладбищу. Существенно пострадала и старообрядческая община. Например, и сейчас часть территории бывшего Преображенского богадельного дома занимает Преображенский рынок. В настоящее время Преображенская старообрядческая община вновь возродилась. Сейчас она занимает почти все корпуса бывшего Преображенского богадельного дома и Крестовоздвиженскую церковь. Адрес Преображенской общины: Преображенский вал, дом 17. Успенская (Никольская) церковь, имеющая адрес Преображенский вал, дом 25, в настоящее время разделена на две части: старообрядческую и православную.