Веками тайна древнего комплекса сооружений южнее Сахари в Африке не дает покоя историкам и археологам. Пытаясь установить происхождение Большого Зимбабве, ученые обнаружили его связь с библейскими персонажами – царем Соломоном и царицей Савской.
Развитые цивилизации существовали в Африке еще до прихода арабских торговцев, обосновавшихся здесь в XI веке. Между реками Замбези и Лимпопо обнаружены многочисленные руины каменных построек, но Большой Зимбабве, имя которого носит и современное государство (бывшая Южная Родезия), стоит в этом ряду особняком.
Зимбабве – это измененное на английский лад африканское слово, означающее «каменные дома». Крепость была сложена из камня – непривычного для Африки строительного материала. Комплекс Большого Зимбабве разбросан на территории в 24 га в верхней части долины. Главное его сооружение – Большое городище, обнесенное по эллипсу внешней стеной длиной в 250 м. Три узких прохода в стене ведут на внутреннюю территорию, разгороженную другими каменными стенами и переходами. Самое любопытное сооружение Большого городища – коническая башня возле внешней стены. Этот превосходный образец строительства методом сухой кладки возвышается на 9 м, длина его окружности у основания 17 м. Своей формой башня напоминает зернохранилище крестьян местного племени шона, но из-за его абсолютной монолитности назначение сооружения представляет для археологов неразрешимую загадку.
Примерно в 800 м к северу от Большого городища, на вершине гранитного холма, лежат развалины другого комплекса, известного как Каменная крепость, или Акрополь. Он также был возведен методом сухой кладки. Узкие лестницы, по которым можно пройти лишь по-одиночке, ведут во внутренний лабиринт более мелких построек. В одном из этих помещений было обнаружено семь статуэток птиц из мыльного камня, имевших, как полагают, религиозное назначение; теперь изображение этой птицы стало национальной эмблемой Зимбабве. Первыми европейцами, услышавшими о Большом Зимбабве, стали португальские торговцы, прибывшие в Африку в XVI веке в поисках золота. Примерно 50 лет спустя португальский миссионер Жоао дос Сантос в своих трудах упоминал те же строения, сообщая, что некоторые африканцы считали их развалинами золотых рудников, принадлежавших царице Савской или, возможно, царю Соломону. Сам дос Сантос полагал, что это копи царя Соломона, упоминаемые в Библии как золотые копи в Офире.
Вообще-то говоря, ни один португалец воочию не видел Большой Зимбабве – легенды о его существовании передавались из уст в уста африканскими торговцами. Тем не менее считалось, что библейская земля Офир обнаружена. Позднее, в середине XVII века, каменные руины Офира попытались найти голландцы, обосновавшиеся в Южной Африке, но не преуспели в этом. В 1867 году немецкий геолог Карл Маух посетил Большой Зимбабве и в своем детальном отчете объявил его развалинами дворца царицы Савской. В 1905 году английский археолог Дэвид Рэндалл-Макивер решительно отверг это заключение и начал свои раскопки в районе Большого городища и Акрополя. В ходе работ он высказал предположение, что развалины эти не такие уж древние и что строительство комплекса началось в XI веке и завершилось в XV. Последующие археологические исследования подтвердили его вывод, доказав также, что первоначально эта территория была освоена в III столетии.
Большинство экспертов сходятся во мнении, что Большой Зимбабве был спланирован и выстроен африканцами. Остается, правда, непонятным, почему он был сооружен из камня, а не из традиционных для Африки дерева и глины. Расположенный неподалеку древний рудник (на котором добывались драгоценные металлы) указывает на то, что это место, вероятно, было центром рудного производства Африки, пришедшего в упадок в XV веке. Британский археолог Роджер Саммерс, исследовавший в 1958 году рудники Зимбабве, заключил, что применявшиеся на них методы добычи руды, скорее всего, пришли из Индии. Найденные здесь предметы относятся к арабской и персидской культурам и доказывают, что жители Большого Зимбабве поддерживали контакты с внешним миром. Но без письменных свидетельств трудно установить факты. Так что грандиозные каменные руины, лежащие в обрамлении живописных холмов, остаются единственным дошедшим до нас свидетельством затерявшейся во времени цивилизации.