Тверской бульвар не только самый старший, но и самый знаменитый из всех московских бульваров. Само же бульварное кольцо возникло в конце XVI века, архитектор Федор Конь построил здесь одно из оборонительных колец Москвы. Оно представляло собой толстую белокаменную стену на высоком земляном валу. Стену назвали Белым городом (в то время это слово имело два значение – и поселение, и ограда, защищающая это поселение).
Резко изменился бульвар осенью 1812 года: появились биваки французских солдат; над кострами дымились котелки с супом, тут же удаляли из белья насекомых, разбирали награбленное у жителей имущество. Почти все липы были вырублены на топливо. На фонарных столбах оккупанты вешали москвичей заподозренных в поджогах. С изгнанием французской армии бульвар являл собой печальное зрелище разорения, но очень скоро возродился и стал краше прежнего. Восстановлены были не только липы и газоны; появились фонтаны, мостики, беседки из зелени, бюсты знаменитых людей древности вдоль главной аллеи, появилась кондитерская. Слух гуляющих услаждали военный оркестр и хор песенников.
Но со временем в столице стали появляться новые места для отдыха дворян, а на Тверской бульвар пришли граждане низших званий - купцы, студенты, даже мелкие ремесленники. Раньше их сюда вообще не допускали. Соответственно, и городские власти перестали уделять бульвару, особое внимание. Засохли деревья, обветшала кофейня, заржавели фонтаны. В 1862 году, московский генерал-губернатор решил проверить некогда аристократическое место, то обнаружил большие беспорядки: деревьев не досчитались тысячами, ограда сломана, на бульваре гуляли домашние животные окрестных владельцев.
Результаты осмотра дошли до самого царя, и тот назначил специального чиновника, которому было поручено заведовать бульварами. Установили новые ограды, посадили липы, развели цветы. Словом, под конец столетия бульвар обрел вполне приличный вид и даже сделался своего рода символом московской романтичности и именно в этом качестве он вошел в литературу того времени. Новый этап в истории бульвара - революционный – ознаменовал начало XX века. 25 февраля 1901 года, во время первой в Москве массовой рабочей демонстрации, на Тверском бульваре появились баррикады. С тех пор бульвар становится ареной бурных революционных демонстраций, митингов, столкновений народных масс с полицией и казаками.
В октябрьские дни 1917 года на Тверском бульваре происходили горячие схватки между юнкерами и революционным отрядом солдат, который продвигался к Никитским Воротам. Установленный на бульваре в 1967 году гранитный куб напоминает о прошлом бульвара: «В память о революционной борьбе московских рабочих в сентябре 1905 года и октябре 1917». Победившая революция превратила бульвар в место культурного отдыха трудящихся. В 1920-е годы в Москве нередко можно было видеть плакаты с призывом: «Все на книжный базар - на Тверской бульвар». Главная аллея в эти дни превращалась в сплошную галерею книжных киосков и лотков; роль продавцов и агитаторов книги добровольно брали на себя многие видные писатели, журналисты, артисты. Продаваемая книга часто снабжалась автографом именитого продавца. Книжные базары были одним из мероприятий культурной революции, когда в условиях малограмотности значительной части населения требовалась усиленная популяризация печати. Своей обязанностью учувствовать в книжных базарах считал Маяковский.
4 ноября 1923 года в начале бульвара, на месте сгоревшего во время боев 1917 года здания, был открыт памятник великому русскому ученому К. А. Тимирязеву. А в октябре 1941 года статуя была опрокинута с пьедестала взрывной волной, возникшей от упавшей поблизости немецкой авиабомбы. Через несколько часов скульптура была бережно утверждена на прежнем месте. Сохранились выбоины в ее нижней части. В конце бульвара в течении 70 лет, с 1880 по 1950 год, стоял памятник Пушкину работы А.М. Опекушина, перенесенный затем на площадь, носящую имя поэта. В 1980 году бульвар пополнился новым украшением – декоративными фигурами на сказочные темы.
Из примечательных сооружений на бульваре хотелось бы отметить скромного облика дом №11. С 1889 по 1928 год в нем жила великая русская драматическая актриса М.Н. Ермолова, первая народная артистка Республики. Сейчас там находится музей актрисы. Немало легенд и преданий окружает владение №17. В начале XIX века оно принадлежало богачу майору Осташевскому; жил он в двухэтажном доме, который можно увидеть в глубине двора, - типичный особняк пушкинской эпохи. Перед фасадом Осташевский устроил большой сад с прудом, сюда приезжала веселиться московская знать. На пруду устраивались лодочные катания и фейерверки. Как- то в детстве в сад забрел, гуляя с братьями и девочкой Юзенькой, Лев Толстой. Хозяин сада их любезно принял, катал на лодке, но когда через несколько дней братья пришли сюда снова, но уже без миловидной Юзеньки, Осташевский через сторожа попросил их уйти.
Остатки сада можно видеть возле дома, пруд давно исчез. Сад Осташевского описан в романе А.Ф. Писемского «Тысяча душ». В 1864 году усадьба переходит к экспансивной самодурке Пуколовой, чудачества которой колоритно описал в своих мемуарах Ф.Ф. Вигель. Желая пустить пыль в глаза «всей Москве», Пуколова строит здесь трехэтажный дом с необыкновенной вычурной отделкой. Говорили, что это была точная копия ее парижского дома. Однако сама владелица в новом доме не поселилась, а сдавала его под квартиры; просторные же залы бельэтажа снимались для устройства выставок и собраний. Здесь в 1867-1869 годах собирался клуб московской художественной интеллигенции, членами которого был Островский, Чайковский, Рубинштейн, Садовский и другие. В этом доме впервые была показана москвичам специально привезенная из Петербурга картина К.Д. Флавицкого «Княжна Тараканова»; позднее ее приобрел П.М. Третьяков.
Дом № 23 – известный москвичам Драматический театр имени Пушкина. Некогда, в начале XIX века это был ампирный особняк. Незадолго до революции он стал собственностью трех братьев-студентов Паршиных, людей состоятельных, в отличии от большинства студентов, унаследовавших от отца-коммерсанта капиталы. В здании помещались бухгалтерские курсы и воинское присутствие. Молодой режиссер А.Я. Таиров уговорил Паршиных перестроить особняк под театр и арендовал его для своей труппы. 12 декабря 1914 года новый театр, названный Камерным, открылся представлением древнеиндийской драмы «Сакунтала». Однако рядом находилась церковь Ивоанна Богословского, построенная в 1665 году, и это соседство чуть не стало роковым для молодого театра. Духовные власти отыскали средневековый закон, запрещавший устройство «увеселительных мест» на близком расстоянии от храмов, и потребовали прекращения спектаклей. С большим трудом удалось добиться снятия запрета. Сейчас помещение бывшей церкви принадлежит театру, в нем его мастерские.
В 1930 году здание театра было расширено и снова перестроено. В 1949 году Камерный театр был закрыт, став жертвой административного произвола. В 1950 году здание радикально перестроили, причем часть его интерьеров получила оформление в стиле пушкинской эпохи. 13 октября здесь открылся Драматический театр имени Пушкина. Соседнее двухэтажное здание по праву называют домом Герцена, здесь в 1812 году родился революционный писатель-демократ . Герцен посвятил дому и его обитателям немало ярких страниц «Былого и дум». Однако литературная история дома этим не завершается. В 1840-х годах здесь поселяется известный своим литературным салоном Д.Н. Свербеев, у которого бывали Гоголь, Аксаков, Грановский, Белинский, Щепкин. Затем дом перешел в купеческие руки, был перестроен, флигеля расширены. В 1920 году национализированный дом передали писательским организациям, и он становится литературным центром страны. Тут выступали Есенин, Маяковский, Горький. В части дома после революции помещалось издательство братьев Гранат, выпускавшее известный энциклопедический словарь.
Во флигелях жили С.Н. Сергеев-Ценский, А.П. Платонов, О.Э. Мандельштам, Л.С. Соболев и многие другие. Ресторан дома описан М. Булгаковым в романе «Мастер и Маргарита». В 1933 году в доме Герцена открылся Вечерний рабочий литературный университет, преобразованный в 1936 году в Литературный институт имени Горького, который окончили многие известные советские литераторы. В 1920 году на воротном столбе усадьбы установили барельефный портрет Герцена. В 1959 году перед домом открыт памятник Герцену. Район: Центральный, Пресненский, Тверской. Близлежащие метро: Пушкинская, Тверская.
© По материалам книги Аверьянова К.А. «История московских районов»