На месте современной улицы Бахрушина когда–то располагалась конюшенная дворцовая слобода Большие Лужники. Собственно говоря, слобод с таким названием в Москве было три: Малые Лужники находились на современной Якиманке, где известна до сих пор церковь Иоанна Воина в Малых Лужниках; и еще одна слобода с названием Лужники лежала в излучине Москвы-реки, там, где сейчас находится одноименный стадион.
Об Алексее Александровиче Бахрушине конечно стоит рассказать особо. Он принадлежал к зажиточной семье, которая к 1917 году входила в пятерку самых богатых купцов России. Про их бережливость ходили легенды: подадут нищему две копейки - и в расход записывают. С извозчиком могли из-за пятака торговаться. Однако это было не из-за редкостной скаредности, а от воспитанной с детства бережливости. Никто из Бахрушиных деньгами не сорил и не кичился своими миллионами. Зато помогать другим они не скупились. Бахрушины строили дома с бесплатными квартирами, больницы, ремесленные училища, дома презрения и прочие богоугодные заведения. Но была у Бахрушиных одна страсть, которая передавалась в их семье как наследственная болезнь - страсть к коллекционированию. А коллекционировали – все. Страсть же Алексея Александровича, приведшая к первому и крупнейшему в мире театральному музею, несмотря на то, что театр он знал и любил, зародилась совершенно случайно - на спор.
Однажды один из знакомых принялся хвастать своим собранием всяких театральных вещиц, в основном афиш и фотографий актеров. Алексей Александрович слушал-слушал, а потом вспылил: «Да я за месяц больше твоего соберу!». И поспорили на сто рублей – деньги по тем временам не малые. Через месяц, в том же 1894 году, Бахрушин всех удивил, потому что предоставил такое собрание, будто этим всю жизнь занимался. И экспонаты оказались замечательные: личные вещи знаменитых актрис и актеров, декорации, театральные костюмы. И сразу закралась мысль: как же раньше такого музея не было?
Место для музея нашлось удобное и просторное - в цокольном этаже дома, где с семьею жил сам Алексей Александрович. И сразу сделался музей, да и весь дом Бахрушина особо притягательным местом, куда стремились знаменитости, объединенные любовью к театру. На «бахрушинские субботы» приходили Шаляпин, Чехов, Васенцов, Гиляровский, Ермолова, Станиславский.
Алексей Александрович и сам не предполагал, что так увлечется затеянным. Теперь все свободное время отдавал он поискам уникальных предметов. Что попало, лишь бы из театра, не брал – строго отбирал, советовался со знатоками. А в 1913 году Бахрушин безвозмездно передал любимое детище Академии наук, и был пожизненно назначен его попечителем. До своего последнего дня Алексей Александрович ревностно исполнял эту должность, постоянно добавляя - то чью-нибудь погибающую библиотеку, то картины известных художников, то еще что-нибудь. После революции, его уговаривали бежать из России, он никуда не поехал, не хотел жить без Москвы и музея. После того как Алексея Александровича не стало, его вдова стала смотрителем, и так же до последнего часа оберегала музей. Район: Центральный, Замоскворечье. Близлежащие метро: Павелецкая. Прежние названия улицы: Лужниковская Лужнецкая.
© По материалам книги Аверьянова К.А. «История московских районов»