Сретенка – одна из самых древних улиц Москвы. До середины прошлого столетия Сретенкой именовали и Большую Лубянку, которая плавно сменяла Сретенку. В XII веке, когда Москва была маленькой крепостью, здесь проходила часть дороги из Киева в Ростов Великий, Суздаль и Кострому. Некоторые историки считают, что именно в районе Сретенки находилась в древности укрепленная усадьба одного из первых «москвичей», боярина Стефана Кучки.
В 1395 году на Московское княжество надвигалось почти полумиллионное войско Тамерлана. Москва еще не оправилась от вероломного разорения в 1382 году ордами Тохтамыша. Великий князь Московский, восемнадцатилетний Василий Дмитриевич сумел собрать большое войско и стать на пути хана на берегу Оки за Коломной в готовности дать ему бой. И в тоже время для успокоений московских горожан и вселений в ратников уверенности в победе князь Василий попросил митрополита Киприана привезти из Владимира в Москву Владимирскую икону Божией Матери - родовую реликвию Рюриковичей.
Согласно легенде, Икона Девы Марии была написана за пределами России, евангелистом Лукой в V веке. В XII веке ее привезли в Киев из Константинополя, а затем князь Андрей Боголюбский перевез ее во Владимир. Если верить легендам, то именно эта икона помогла в 1164 году Боголюбскому победить татар. В 1395 году икону Богородицу почти две недели несли на руках от Владимира до Москвы под охраной княжеских ратников. 26 августа (8 сентября) на Кучковом поле князь Серпуховский Владимир Андреевич (дядя Василия), в сопровождении бояр, митрополита Киприана и духовенства встретили икону Божий Матери Владимирскую.
Тем временем Тамерлан захватил Елец, пленив его князя, двигался к Москве. Однако 26 августа он вдруг остановился и дал приказ своему огромному войску повернуть на юг и двигаться за пределы владений русских князей. Нам естественно не известно что его остановило: возможно надвигающая дождливая осень, возможно бесплодность похода по ограбленным ранее землям, а может чудо? В честь избавления Москвы от войск Тамерлана великий князь принял решение построить на месте встречи иконы Владимирской Божий Матери мужской монастырь, чтоб прославлять ее чудодейственную силу.
Перенесение Владимирской иконы в Москву не только спасло город от разорения Тамерланом. Оно знаменовало собой и совершенно новый этап в истории самой Москвы. Как заметил историк И.Е. Забелин «отныне Москва становится стольным городом не одного Московского Княжества, но стольным городом и всех других Княжеств, стольным городом всей Русской Земли. Чудотворная икона своим переселением в Москву освятила политическую твердыню города». Вот такую серьезную историческую подоплеку несет за собой название одной из улиц столицы. Деревянную церковь Сретения Владимирской иконы Божией Матери, в алтарь которой был помещена копия иконы, поставили сразу же в 1395 году, одновременно с устроением здесь небольшого мужского монастыря. В 1682 году церковь заложили в камне. В последующие столетия храм неоднократно перестраивался. В советское время судьба храма, как и многих других, была печальна. В 1917 году его закрыли, позднее в нем устроили общежитие, а затем превратили в гараж. В конце 50-х годов в церкви были размещены реставрационные мастерские. Возвращение храма верующим произошло только в 90-е годы. Необходимо упомянуть о характерной особенности этой церкви: ее алтарь был устроен на северной стороне (а не на восточной, как это положено) - он был направлен в ту сторону, откуда была принесена по северной дороге из Владимира чудотворная икона Божией Матери.
В том месте где стоял Сретенский монастырь и где дорога из Москвы в Ростов Великий пересекала границу Белого города, въездные ворота были названы Сретенскими. Так же несколько производных названий – Сретенский бульвар, Сретенский переулок, Сретенский тупик - своим происхождением обязаны соседству с улицей Сретенкой. В начале улицы, близ Сретенских ворот, с конца XVI века размещалась дворцовая Печатная слобода, в которой жили печатники – мастера Печатного двора, первой московской типографии в Китай–городе.
В XVII веке район Сретенки был застроен лавками торговцев и мастерскими ремесленников – это была земля новой Сретенской слободы, которая называлась Панкратьевской черной слободой. В это же время в центре Сретенки и в примыкавших к ней переулкам располагалась обширная Пушкарская слобода, населенная пушкарями. При царе Алексее Михайловиче, между дворами Панкратьевской черной слободы были поставлены дворы стрельцов поселенного полка Василия Пушечникова.
Царь Алексей Михайлович часто ездил на богомолье в Троице – Сергиев монастырь. 1 июня 1648 года, когда он в очередной раз возвращался из монастыря, на Сретенке большая толпа народа остановила лошадь царя и подала ему челобитную направленную против влиятельных сановников. Стрельцы, охранявшие царя, разогнали народ плетьми. Через полчаса толпа вновь собралась, остановила возок царя и подала новую челобитную. Стрельцы опять пустили в ход плети. Этот эпизод послужил началом, так называемого,«Соляного бунта». (при правительстве боярина Морозова, слишком возросли налоги, особенно на соль. А так как соль была основным консервантом, то это вызвало недовольство крестьян и купцов).
Печатники построили церковь Успения на углу современных Сретенки и Рождественского бульвара, пушкари – церковь Сергий в Сергиевском переулке и церковь Спаса Преображения на Сретенке между Просвириным и Головиным переулком (не сохранилась), а стрельцы – церковь Панкратия и церковь Троицы в Листах. По преданию в церкви Успения произошло венчание дряхлого старца с юной девушкой, которое дало тему художнику В.В. Пукиреву для его известной картины «Неравный брак». Церковь Троицы в Листах стоит и доныне. Название «в Листах», объясняется тем, что жившие вблизи печатники в XVII-XVIII веках кустарным способом изготовляли лубочные картины (назывались «листами») и продавали эти листы у церкви Троицы, увешивая ее ограду своими произведениями.
У Сретенских ворот находился в XVII веке рынок съестных припасов и стояло много мясных лавок. В 1710 году по приказу Петра I их велели перенести за Земпяной город (садовое кольцо), «опасаясь моровой язвы от теплого воздуха», но они были отнесены лишь дальше по Сретенке, на землю церкви Троицы в Листах, между Последним и Сухаревским переулками. Но прихожане просили возвратить мясные лавки на прежнее место, обязуясь построить для них каменное строение. Просьба была уважена, и Мясной ряд от Сретенских ворот перевели к Большому Сухаревскому переулку, в каменные лавки, в которых торговля продолжалась еще в середине XIX века.
В XVIII веке на Сретенке стояли дворы знати, но в целом здесь преобладали дворы купцов и вообще торговцев. Благодаря этому улица как никакая другая в Москве, сохранила древнюю изрезанность переулками. Длина современной Сретенки 800 метров однако по левой стороне улицы семь переулков, а по правой - девять. Писатель – москвовед А.И. Вьюрков обратил внимание на одну характерную черту Сретенки: на ней нет ворот. Все дворы выходят только на прилегающие переулки. Этот факт не случаен: купцы-домовладельцы старались использовать каждый метр так называемой «красной линии» под торговые помещения с витринами. Многие названии переулков Сретенки даны по фамилиям домовладельцев: Даев, Большой Головин, Селеверстов, Луков, Ананьевский. Или по именам бывших слобод: Сухаревский, Пушкарев, Панкратьевский, Печатников. Район: Центральный, Красносельский, Мещанский. Близлежащие метро: Сухаревская, Тургеневская.
© По материалам книги Аверьянова К.А. «История московских районов»