Зацепа – интересный московский топоним и его появление относится к XVI-XVII веку. В 1683-1722 годах Земляной вал, который образовался вокруг Москвы в конце XVI, стал служить таможенной границей столицы, а его ворота - заставами, на которых осматривали проносимые и провозимые в возах в город товары: нет ли среди них не оплаченных пошлиной товаров или запрещенных к ввозу в город алкогольных напитков.
Чтобы возы соблюдали очередь, перед ними протянули длинную железную цепь, за которой вскоре появились лавочки, палатки, харчевни. А местность или улица за цепью стала называться – Зацепа. По другой версии, название улицы связывают с тем, что здесь останавливали, «зацепляли» возы с кладью для таможенного осмотра. Сам осмотр возов с сеном производился длинными палками с крючками на конце, которые втыкали в разных местах в воз, стараясь нащупать здесь контрабанду. Палка называлась «щупок», или «щипок». Отсюда и улица возле Зацепы, до сих пор носит название Щипок. В 1722 году Петр I передвинул таможенную границу дальше от центра города, а Петр II в 1727 году вообще отменил таможенный осмотр ввозимых в Москву товаров.
В начале XX века Зацепа была длинной магистралью, которая начиналась у Кожевнической улицы. Примерно в тоже время рядом появился квартал, ныне занимаемый РЭА имени Плеханова, и район между Зацепой и Щипком стал одним из окраинных просветительских центров. Здесь располагался Коммерческий институт и Коммерческое училище имени Цесаревича Алексея. В 1898-1899 годах между Кожевнической и Дубининской улицами по прежней «старице» были проведены пути Павелецкой железной дороги, и на Зацепе появился нынешний Павелецкий вокзал, который даже имел адрес – улица Зацепа №1. Перед вокзалом была разбита небольшая площадь со сквером, а в квартале разместился обширный Зацепский рынок, снесенный в 1970 году. Тогда же улицу Зацепа обрезали до Зацепской площади (пересечение с Дубиниской улицей).
В 1987 году был полностью реконструировано здание Павелецкого вокзала, после чего вокзал увеличился втрое. Было применено оригинальное решение, старое здание вокзала не заменили новым гигантским объемом, а оно образовало левое крыло нового вокзала. С другой стороны, в виде правого крыла, построено аналогичное здание. Оба крыла объединяет вновь построенный корпус с главным входом. В 2000-е годы, с постройкой офисного здания (Павелецкая площадь, 2), Зацепа была отрезана и от Дубининской улицы, фактически превратившись во внутриквартальный проезд на задворках Плехановской академии. Район: Центральный, Замоскворечье. Близлежащие метро: Павелецкая, Серпуховская.
© По материалам книги Аверьянова К.А. «История московских районов»