Почти каждый, кому довелось побывать в Архангельской области, в Поонежье или на берегах Белого моря, возвращается из тех мест под большим впечатлением от увиденного. Причиной тому служит неповторимая природа, глубоко трогающая русскую душу, а также знаменитое деревянное зодчество, шедевры которого известны на весь мир.
Удивительно, но Урочище располагается всего в 25 км от МКАД, между Киевским и Калужским шоссе. Окружает его лесной массив с сохранившимися участками реликтовой Южной тайги, площадью около 3000 гектаров. Более 50 видов животных и растений, выявленных на территории комплекса, занесены в «Красную книгу». Здесь же неподалеку находится знаменитая биостанция «Малинки».
Хрупкий островок первозданной Руси охраняет от цивилизации, прежде всего, отсутствие асфальтированной дороги. От поселка Птичное, где находится ближайшая автобусная остановка, до урочища около 7 км разбитой грунтовки, с неизбежной грязью и лужами по щиколотку. Проехать по ней можно только на подготовленном внедорожнике, либо пройти весь путь пешком. Прогулка займет чуть больше часа, но зрелище, которое ожидает путника, заставит замереть от восхищения.
Посреди леса и лугов, будто бы напрямую перекочевавших из русских былин и сказок, из тумана, поднимающегося над прудом, вдруг вырастают маковки и шатры церквей, приземистые срубы хозяйственных построек – точные копии произведений мастеров давно минувшей эпохи. Все строения выполнены из толстых, в 30-40 сантиметров диаметром бревен. Несмотря на свой архаичный облик, здания церквей не выглядят обветшалыми, скорее даже напротив. Все потому, что возраст большинства построек не превышает пары десятков лет. Но кто же создал этот уникальный архитектурный ансамбль? И для кого он был создан?
Столь впечатляющий архитектурный комплекс посреди подмосковных лесов - дело рук энтузиастов Крестьянской Оратайской Школы (КОШ), которые помимо возрождения традиций русского деревянного зодчества ставят перед собой задачи по ознакомлению подрастающего поколения с деревенским бытом, крестьянскими ремёслами и традициями. На территории урочища проводятся фольклорные фестивали, конференции и научные семинары, собирающие как специалистов и ученых, так и обычных интересующихся своей землей и культурой горожан. По итогам работы школы были изданы сотни монографий и научных статей. Ведется активная научная работа зоологов, ботаников, архитекторов и прочих научных специалистов, а для обычных посетителей здесь звучат народные песни, организуются игры и хороводы. Многие дети впервые знакомятся с такими деревенскими обитателями, как лошади, козы, овцы, гуси и прочие недоступные в городской среде хвостатые и крылатые спутники человека. Активно собирается музейная экспозиция, проводятся слеты юных натуралистов и выездные мероприятия воскресных школ.
Храмовый комплекс урочища возник здесь не случайно. В этих местах на протяжении долгого времени неоднократно было отмечено явление Богоматери (о чем есть записи в архивных книгах), а устные предания передаются из поколения в поколения. За неповторимую красоту и гармоничный синтез с окружающей природой место получило неофициальное название «Подмосковные Кижи». Не имеющая аналогов в мировой культуре древнерусская деревянная архитектура как нельзя более полно перекликается с умиротворяющей красотой русских полей и лесов.
Храм Спаса-Преображения и Казанской иконы Божией Матери, с крутыми скатами, самый высокий, с выдающейся к пруду крытой лестницей, построен как реплика церкви Спаса-Преображения Погоста Спас-Вежи начала 18 века из экспозиции музея Костромского Ипатьевского монастыря. Оригинал был утрачен в 2002 году во время пожара. Его ближайший сосед – будто бы парящая в воздухе церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, копирующая Васильевскую церковь села Шохна Нерехтского уезда Комстромской губерниии (1803) Третья храмовая постройка расположена чуть поодаль, рядом со старой сосной. Ее прообразом стала Казанская церковь из Илимского острога (1675), располагающаяся на территории Иркутского архитектурно-этнографического музея «Тальцы».
Завершающая часть комплекса – звонница на столбах. Раньше это был довольно распространенный на севере Руси тип культовых сооружений. Ныне же он практически утрачен. Неподалеку от звонницы строится здание школы для воспитанников интернатов и детских домов. В особом приоритете у КОШ стоят задачи по воспитанию подрастающего поколения: привитию любви к природе, своей земле и истории, а также обучению молодых специалистов-плотников. На территории урочища раскинулось обширное хозяйство и даже пчелиная пасека, а доходы от продажи меда мало-мальски позволяют покрывать расходы на строительство школы и поддержание в порядке храмового комплекса.
К сожалению, бездушная коммерциализация не оставила в стороне и это скромное место. Через реликтовый лес проложена дорога из аэродромных плит, известны случаи выкоса медоносных трав, сруба деревьев, захвата земель под коммерческую застройку - слишком уж лакомым этот кусок земли кажется инвесторам. Совсем неподалеку от комплекса уже вовсю строятся коттеджные поселки, что наносит непоправимый урон всей окружающей экосистеме. Места эти, несомненно, нуждаются в срочной защите, в качестве которой могло бы послужить создание заказника в этом районе. Администрация биостанции “Малинки” много раз пыталась получить заповедный статус для редеющих реликтовых лесов и исчезающих полей, но по неясным причинам до сих пор этого добиться не удалось.
Адрес
поселение Первомайское, Москва