Что такое, в сущности, дорога? С развитием цивилизации, инфраструктуры, появлением экологичного общественного транспорта, мощных и комфортных автомобилей, мы ждем от дороги ровного и широкого полотна, освещения, слаженной и незаметной работы коммунальных служб и ремонтных бригад. В общем все для того, чтобы дорога была своего рода телепортом из точки А в точку Б, желательно, с красивой картинкой за окном. В общем, современные дороги должны быть безопасными и удобными. Однако существуют и такие дороги, которые сохранили свой первоначальный вид и стали заброшенными. Одной из таких дорог является скальник в Красной Поляне, Сочи.
Только небольшой участок до поворота в просвете низко склонившихся кустарников. По бокам — каменные осыпи. Трудно поверить, что еще 15 лет назад эта трасса была главным путем в обширный регион Красной Поляны. Да, частный сектор. Но еще и туристы, любители необычайно мягкого легендарного краснополянского снега зимой, и пьянящего вкусом медовухи и домашнего вина в бархатный сезон. Ширина трассы — в один автомобиль, и я не могу представить себе разъезд двух "пазиков". Но ведь ездили, и быстро ездили, курили за рулем, выбрасывая сигаретку в окно лишь тогда, когда начинало жечь пальцы… Нависшие над дорогой каменные карнизы не пугают — ужасают, если вдуматься. И не нужно намеков, чтобы понять, откуда на покрытом трещинами асфальте столько свежих камней — а местами и булыжников размером с велосипед. Это она, гравитация. Камни летят вниз, пробивая металл, плоть и асфальт. Точная статистика смертельных случаев мне неизвестна, она уже затерялась во мраке лет, но когда видишь висящие над головой камни, становится не по себе. Те самые "ПАЗики", кстати, все были с сетками над крышей…
Дорогу периодически чистят от камней и упавших деревьев, так как она служит в качестве технической трассы для вывода людей из тоннеля, случись что. Так что все камни тут — свежие. На моей голове — велосипедный шлем, но в случае падения булыжника он несильно поможет. Одна надежда — на послеобеденный зной, ведь камни падают обычно по утрам, когда перепад температур максимален.
Добавляют драматизма восприятия скальника раскиданные тут и там знаки смерти. Тут погиб водитель. Имя и дата трагедии уже не узнать — непогода смыла краску с металлической таблички. А тут погибло несколько десятков красноармейцев, разрубленных на куски и сброшенных в реку во времена постреволюционной смуты. "Пронеси Господи!". Узкий, словно прогрызенный, как нора тоннель в каменной глыбе освещает только давно потухшая лампадка у иконы в нише. Пропитанный человеческими судьбами, как губка, скальник — место сакральное. Жарить шашлыки под узким бетонным сводом — то же самое, что романтическое свидание на кладбище. Острота ощущений!
Кругом — только дикая зелень, камни и серый бетон полутоннелей-шелтеров. Под ногами — разлапистые, огромные листья борщевика. Местами дорога обваливается, падают вниз металлические ограждения, обнажив старую, неровную булыжную кладку 19 века. Внизу бурлит, кипит в теснине Мзымта. Тишина разрушается ревом сталкивающихся водных потоков, с нечеловеческим упорством бьющих в каменные берега. Мораль всей этой истории очень проста — рано или поздно, природа забирает свое…
Адрес
Красная Поляна, Адлерский район, Сочи, Россия