Эта магическая женщина, словно яркая комета, пронеслась по небосводу XX века. В нее влюблялись талантливые и знаменитые мужчины. Ее осуждали, третировали, предавали анафеме, ей завидовали, подражали и восхищались ею. Лиля Брик сыграла роковую роль в судьбе поэта Владимира Маяковского.
Муза русского авангарда
Близко знавшие Лилю Брик утверждали, что она обладала экстрасенсорными способностями, даром гипноза и магнетическим обаянием.Совсем не случайно литераторы посвящали ей стихи и романы, а художники писали ее портреты. Современники пытались разгадать загадку ее притягательности. Их поражало, как после очередной неудачи она возрождалась, словно чудесная птица Феникс, и шла по жизни дальше. Такая же свободная, раскованная и притягательная. Чилийский поэт Пабло Неруда называл ее Музой русского авангарда.
Своим удивительным примером Лиля доказала, что совсем не обязательно быть писаной красавицей, иметь идеальную фигуру, стройные ноги и лебединую шею, чтобы сводить с ума мужчин. Сама она признавалась, что формула женской привлекательности очень проста: «Надо постоянно внушать мужчине, что он замечательный, талантливый и даже гениальный, но окружающие этого пока не понимают. Необходимо перестать давить на мужчину и разрешить ему заниматься тем, чего ему не разрешают другие женщины. Например, курить, выпивать или ездить, куда вздумается. Ну а все остальное сделают женская чувственность, умение снимать с мужчины стрессы, способность заменить собой всех других женщин, а также возбуждающие ароматы духов, хорошая одежда, стильная обувь и красивое шелковое белье».
При этом было ясно, что Лиля лукавит. Если бы она действительно говорила правду, продавцы духов, обуви и белья стали бы лидерами мировых продаж, осчастливив всех женщин мира. Но на самом деле этого не происходит…
В то же самое время Лиля не стеснялась проявлять инициативу в отношениях с мужчинами (что шло вразрез с правилами хорошего тона, принятыми в то время). Она могла запросто познакомиться с понравившимся ей представителем сильного пола на улице или в ресторане. Один из ее поклонников вспоминал: «У Лили завораживающие глаза; есть что-то гипнотическое и сладкое в ее лице с ярко накрашенными чувственными губами. Эта самая обаятельная женщина много знает о человеческой любви и любви чувственной».
Лиля родилась 11 ноября 1891 года в Москве в семье присяжного поверенного при Московской судебной палате. Мать окончила консерваторию, но занималась домашним хозяйством и детьми — Лилей и ее младшей сестрой Эльзой. Независимый характер и своенравие Лиля демонстрировала еще в детстве. В десять лет взяла и обрезала косы, чем вызвала гнев родителей. В школьные годы проявила поразительную способность к изучению иностранных языков, что в зрелом возрасте позволяло ей делать блестящие переводы западных классиков.
С Осипом Бриком Лиля познакомилась в гимназии, взаимная симпатия возникла сразу, а вскоре возникла настоящая страсть. Как порядочный мужчина Осип предложил избраннице руку и сердце, что было принято с восторгом и благодарностью. 26 марта 1912 года состоялась свадьба Лили и Осипа.
Роковой выстрел
Через год она впервые услышала о Владимире Маяковском от младшей сестры Эльзы, которая встречалась с поэтом. А еще через год Эльза привела Владимира в квартиру Бриков и познакомила их. К тому времени семейный союз Осипа и Лили распался, но они остались в дружеских отношениях и жили в одной квартире. В тот вечер Маяковский был в ударе и вдохновенно читал свои произведения.Впоследствии он назвал знакомство с Лилей «радостнейшим событием». Их бурный роман нашел отражение в творчестве поэта. Целый ряд произведений он посвятил возлюбленной.
Надо отметить, что Лиля с юных лет слыла ценительницей литературы, живописи и музыки. Она дружила с выдающимися литераторами XX века — Велимиром Хлебниковым, Давидом Бурлюком, Борисом Пастернаком, Виктором Шкловским, Николаем Асеевым, Максимом Горьким, а также со многими художниками, музыкантами, кинематографистами. Ее портреты писали Фернан Леже, Давид Бурлюк, Александр Тышлер, Давид Штеренберг, Борис Григорьев. Она позировала художнику Эрвину Блюменфельду, который назвал картину «Венера модерн». С первых же дней своего замужества Лиля «держала салон», к ней на огонек заглядывали многие знаменитости nой эпохи. Не чурались салона журналисты, политики, военные. Одно время поклонником Лили был всесильный чекист Яков Агранов. Богемная среда подпитывала и вдохновляла ее. Некоторые историки высказывали мнение, что Лиля являлась тайной осведомительницей ОГПУ, а ее знаменитый салон, собиравший столичную богему, — был прекрасным способом для спецслужб курировать настроения интеллигенции.
Пикантность ситуации заключалась в том, что Осип, Лиля и Владимир жили в одной квартире.
Обыватели воспринимали их отношения как вызов обществу. По городу поползли сплетни, но Владимира и Лилю это мало волновало. Они были поглощены собой и жили друг для друга. Впоследствии Лиля так описывала их отношения: «Любовь Маяковского была безмерна. Когда мы познакомились, он бросился бешено за мной ухаживать, обрушивался на меня как цунами. Вокруг ходили мрачные мои поклонники. Я помню, он сказал: «Господи, как мне нравится, когда мучаются, ревнуют!» Лиля называла поэта Щенком, и некоторое время он действительно по-собачьи был предан ей. В свою очередь, Маяковский звал Лилю Кисей и не раз говорил, что ее характер сродни кошачьему. «Она любит гулять сама по себе!» — иной раз говорил поэт в дружеской компании.
При этом Лиля умело манипулировала Владимиром, заставляла его ревновать, страдать и мучиться. Сама же всячески препятствовала любым попыткам Маяковского освободиться от «ее сладкого плена» и обрести счастье с другой женщиной. Крайне болезненно она восприняла роман поэта с американкой Элли Джонс, которая в 1926 году родила от Маяковского дочь. Лиля сделала все, чтобы Маяковский так и не увиделся с малышкой. Во многом благодаря усилиям госпожи Брик Маяковский со временем стал невыездным.
Смертельная доза
Чтобы заставить Маяковского забыть Элли Джонс, Лиля настоятельно попросила сестру — Эльзу — познакомить поэта, находившегося в то время в Париже, с русской эмигранткой Татьяной Яковлевой. Остроумная, эффектная, легкая красавица запала поэту в душу. Он начал бешено ухаживать за дивой, посвящал ей лирические стихи и уже через неделю сделал предложение. Но тут снова вмешалась Лиля, которая категорически заявила Владимиру: «Считаю твои действия откровенным предательством. Требую, чтобы ты разорвал отношения с Яковлевой!» И Маяковский подчинился, наступив на горло собственной песне, что дало повод его друзьям назвать Лилю собакой на сене.Так или иначе, но только пуля прервала непростые отношения Маяковского и Лили Брик. Когда прозвучал роковой выстрел, она находилась в Берлине. Незадолго до смерти Маяковский адресовал ей такие слова: «Я люблю, люблю, несмотря ни на что, и благодаря всему любил, люблю и буду любить, будешь ли ты груба со мной или ласкова, моя или чужая. Все равно люблю. Аминь».
Известно, что в день трагического инцидента поэта посетила Вероника Полонская, с которой Маяковского также познакомила хитрая интриганка Лиля. Поэт увлекся красивой и чувственной актрисой, водил девушку в рестораны и дарил ей букеты роз. Интрига заключалась в том, что Вероника была замужем — за известным актером Михаилом Яншиным. 14 апреля 1930 года Маяковский пригласил Веронику в свою комнату на Лубянке. Между ними состоялся тяжелый разговор.
— Уходи от мужа, бросай театр! Я скоро получу отдельную квартиру, и мы будем жить вместе! — убеждал поэт.
— Театр не брошу и мужа тоже! — кричала в ответ Вероника.
— Тогда уходи и больше не появляйся! — приказал Маяковский.
Она в слезах выбежала в коридор, а через секунду раздался роковой выстрел. По мнению тех, кто близко знал поэта, ситуацию усугубило и то, что его пьесы «Баня» и «Клоп» литературные критики встретили резкими негативными рецензиями, сдобренными едкой иронией. «Исписался Маяковский! Сбил прицел!» — шептались недоброжелатели. Привыкший к славе ранимый поэт отнесся к травле крайне болезненно.
После его гибели Лиля Юрьевна Брик еще дважды была замужем, правда, неофициально. Первый брак завершился трагически. Комкора Виталия Марковича Примакова приговорили к высшей мере и расстреляли в 1937 году по ложному обвинению. Последние 40 лет Лиля жила с известным литератором Василием Катаняном. Даже в преклонном возрасте она продолжала разбивать сердца поклонников. В 86 лет Лиля сломала шейку бедра и оказалась обреченной на неподвижность. Такая жизнь была невыносимой для нее. 4 августа 1978 года на даче в Переделкине она приняла смертельную дозу снотворного. Так завершился жизненный путь одной из самых загадочных женщин XX века.
© Владимир Петров