На территории железнодорожной станции «Подмосковная» на севере Москвы открыт музейно-производственный комплекс. На станции сохранились постройки начала XX века, в том числе водонапорная башня, здание паровозного депо веерного типа с поворотным кругом и дом для персонала. Комплекс включает в себя историческую часть – восстановленное паровозное депо – и новое моторвагонное депо, предназначенное для обслуживания скоростных электропоездов.
Станция «Подмосковная» была основным пунктом назначения для грузов, направленных к Москве по новой линии. Там было паровозное депо, поселок для служащих и деревянный вокзал. Из-за задержки в строительстве Виндавского вокзала несколько месяцев в 1901 году Подмосковная была конечной станцией для всех поездов, приходивших в Москву, а ее деревянный вокзал выполнял функции столичного. Он находился на значительном расстоянии от депо, был одноэтажным, отапливался пятью печами различного размера. Здание украшало множество резных деталей — кронштейны, наличники, декоративные балки наподобие фахверков. Над правым крылом находилась изящная резная башенка.
Вокзал использовался по назначению до 1945 года. С этого года пригородные поезда стали останавливаться у вновь построенной платформы Красный Балтиец, существующей в наши дни, а вокзал превратился в железнодорожную телефонную станцию, обеспечивающую связь между всеми пунктами от Москвы до Нахабино.
В 2001 году телефонный узел закрылся — вокзал стоял заброшенным, несколько раз горел. Тем не менее здание никогда не перестраивалось и капитально не ремонтировалось, сохранило историческую планировку и множество оригинальных деталей. В 2008 году оно получило статус объекта культурного наследия. Депо с административными домиками открылось после реставрации в июле 2015 года — теперь там Музей железных дорог и ремонт действующих паровозов.
Адрес
2-й Амбулаторный проезд, 8А, Москва, 125315
Метро
Сокол
Часы работы
ср-вс, 10:00-17:00
Телефон
Официальный сайт