Техническому и военному прогрессу России во многом содействовали иностранцы, но при этом, как гласят многочисленные легенды, чужеземцы привнесли в нашу страну и взаимодействие с некими темными силами.
Волшебство итальянского зодчего
Один из главных символов России — Успенский собор Московского Кремля — творение итальянского архитектора Аристотеля Фиораванти. А все началось с того, что великий князь Московский Иоанн III созвал каменщиков и поручил им возвести в Кремле каменный собор. Однако возводимые русскими мастерами каменные стены то и дело разваливались, как карточный домик. Мастера только сокрушались и оправдывались, что им мешает проклятие, нависшее над местом стройки — Боровицким холмом. Раньше холм назывался Ведьминой горой, и складывалось впечатление, что нечистая сила противится возведению православного храма. Однако супруга князя Софья утверждала, что дело не в проклятии и нужно пригласить настоящих мастеров из-за границы. Князь послушал жену и отдал приказ подыскать ему хорошего иностранного зодчего. Русскому послу в Италии удалось уговорить архитектора Аристотеля Фиораванти отправиться в далекую холодную Московию. У себя на родине Аристотель прославился тем, что каким-то волшебным образом выправлял наклонившиеся башни и перемещал целые здания с места на место. Например, в 1455 году он передвинул колокольню со всеми колоколами. Такие деяния только укрепляли репутацию умельца как мага и чернокнижника. Фиораванти располагал сведениями о том, что инквизиция собирает на него материалы, дабы осудить за колдовство, а потому решил согласиться на предложение посла.Архитектор отлично знал, что устойчивость здания зависит от его фундамента. А потому распорядился копать глубокие рвы в основании будущего собора и забивать туда дубовые сваи. При раскопках рабочие обнаружили множество костей и несколько каменных языческих идолов. Это подтверждало слухи о том, что на Ведьминой горе раньше было языческое капище, где практиковались человеческие жертвоприношения, а рядом находилось кладбище колдунов. Иоанн III, когда ему показали найденного строителями большого каменного идоле, приказал расколоть его на мелкие кусочки и утопить в Москве-реке. Может быть, кости и идолы, закопанные в земле, и были проводниками нечистой силы, кто знает. Но после их извлечения она утратила свое могущество. Возведенный Фиораванти собор был не только красив, но и надежен. 12 августа 1479 года его торжественно освятили. А итальянский зодчий занялся другими делами. Он разрабатывал план нового каменного Кремля с сетью подземных ходов, а параллельно отливал пушки и колокола.
Проклятие и призрак
Фиораванти значительно продвинул развитие в России артиллерии и монетного дела. Но при этом Аристотель успевал заниматься и алхимией, для чего оборудовал себе приличную лабораторию.Несколько раз архитектор порывался уехать на родину или в Литву, но Иоанн очень не хотел отпускать его, опасаясь, что тот раскроет врагам секреты укреплений и тайников Московского Кремля. А потому все увеличивал и увеличивал жалование итальянцу. Но когда тот завершил свою миссию и выстроил каменный Кремль, Иоанн, вероятно, решил компенсировать свои расходы. Через шпионов зная о занятиях Фиораванти алхимией, великий князь потребовал, чтобы тот раскрыл ему секрет философского камня, с помощью которого можно превращать свинец в золото. По преданию, Аристотель раскрыть секрет отказался. Тогда Иоанн распорядился заточить несчастного в одной из подземных темниц Кремля. В ответ Фиораванти проклял Иоанна III, его детей и всех других русских властителей, которые будут править из Кремля. При таком известии великий князь разгневался и приказал навечно замуровать итальянского архитектора вместе с его алхимическими приспособлениями и черными книгами.
— Пусть теперь выбирается с помощью своей магии, — с усмешкой заявил Иоанн.
Однако проклятие Фиораванти оказалось не пустым звуком. И оно начало «работать» в самых разных формах. В первую же ночь после того, как зодчего замуровали, разразилась страшная гроза, и молния ударила в маковку построенного им собора. Потом в Кремле стали твориться разные несчастья и бедствия. А самого Иоанна III замучили ночные кошмары. Когда в палатах сгущалась тьма, ему чудился осуждающе глядящий на него призрак изможденного Фиораванти. Великий князь обратился за помощью к знахарям, которые посовещались и объявили, что есть только одно средство избавиться от призрака. Нужно вскрыть темницу итальянца, вбить ему в сердце осиновый кол, а потом сжечь его тело.
Иоанн решил так и поступить. Однако когда темницу вскрыли, то с удивлением обнаружили, что останков узника там нет. Каким-то неведомым образом Аристотель исчез из каменного мешка. Без нечистой силы тут явно не обошлось. Православные священники заявили, что итальянца уволок к себе в ад сам дьявол. Но, видимо, забрал он только телесную оболочку, поскольку душа Фиораванти продолжает неприкаянно скитаться по лабиринтам Кремля. Словно бы напоминая о проклятии, привидение итальянского зодчего является русским властителям перед их кончиной. Говорят, что одной из причин, побудивших Петра I перенести столицу из Москвы в Петербург, было желание не встречаться с призраком Аристотеля Фиораванти и избежать его проклятия.
Коварный лекарь
Иоанн Грозный тоже пригрел подле себя иностранного чернокнижника, только не в качестве архитектора, а в качестве врача. Элизиус Бомелиус, английский лекарь и авантюрист, которого при дворе русского царя называли Елисеем Бомбелием, сначала пользовался безграничным расположением Иоанна. Не только из-за того, что лечил его, но и за то, что беспрекословно выполнял деликатные поручения государя. Говорят, что в 1572 году Бомбелий по приказу Иоанна Грозного отравил около сотни опричников. Возможно, в овладении искусствами лечить и умерщвлять Елисею помогало чернокнижие, к которому он питал пристрастие.Но как-то царю донесли, что Бомелиус ведет секретную переписку с королями Швеции и Польши.
Английского лекаря долго пытали на дыбе: выворотили из суставов руки, вывихнули ноги, изрезали спину проволочными плетьми, затем привязали к деревянному столбу и разводили под ним огонь. И Бомелиус признался не только в том, в чем его обвиняли, но и наговорил много лишнего.
После этого над ним сжалились. Полуживого Елисея Бомбелия отвезли на санях в тюрьму, и там он скончался от ран.
Потомки шотландских королей
В 1647 году в Россию приехал Уильям Брюс, представитель славного шотландского рода. Среди его предков были и национальные герои, и короли. Но после того как Шотландия потеряла свою независимость, представителям рода Брюсов жить на родине оказалось небезопасно. Уильям отправился за лучшей долей в далекую холодную Россию. И она стала для него и его детей второй родиной. В России Уильям Брюс прожил 33 года и не раз отличился на службе в русской армии. Там он в конце концов получил звание полковника и должность командира полка..Но еще более успешно сложилась в России карьера его младшего сына -Якова. Тот участвовал в двух Крымских, двух Азовских и Пругском походах. Проявил себя героем в ходе Северной войны, Яков Брюс фактически возродил русскую артиллерию, разгромленную в Нарвском сражении. Он выработал особую тактику ведения артиллерийского огня, которая способствовала славной победе русского оружия под Полтавой. Петр I отметил заслуги Якова Брюса присвоением ему звания генерал-фельдцейхмейстера и наградил орденом Святого Андрея Первозванного.
Благодаря военным заслугам Яков Брюс приобрел в обществе исключительное положение. В своем доме на Мещанской улице вблизи Сухаревской башни он занимался какими-то таинственными опытами. Ходили упорные слухи, что затворник Брюс якшается с дьяволом, занимается в своем доме чернокнижеством и черной магией. Во всяком случае, дом его пользовался дурной славой.
Сохранилась легенда, что Брюс обладал, может быть, самой таинственной книгой в мире — «Некрономиконом». Благодаря этой книге Яков якобы овладел секретом «мертвой» и «живой воды», действие которых испробовал на своем старом лакее. Сначала Брюс убил и расчленил беднягу. Потом попрыскал на него «мертвой» водой, и тело лакея срослось, затем окропил «живой», и старик ожил, да при этом еще и помолодел не на один десяток лет. Уведомив лакея, где спрятаны склянки с волшебными водами, Брюс наказал ему, чтобы тот после смерти своего хозяина оживил его. Но когда Яков Брюс умер, лакей достал склянки, посидел, подумал… и решил Брюса не оживлять. С тех пор призрак Брюса не знает покоя, ищет неверного лакея и попутно мстит всем живым.
В начале XIX века имение Брюса в Глинках приобрели купцы Усачевы, которые вскорости разорились. Их сменили купцы Алексеевы — и также разорились. Усадьба перешла в собственность купцов Колосовых, и те быстро обеднели. Неудачи преследовали и всех последующих владельцев дома Брюса. Говорят, виноват в этом беспокойный призрак чернокнижника-генерала.
© Олег Логинов