Есть в Москве дома, о которых помнит каждый, вне зависимости от предпочтений и сферы интересов. Такие постройки могут быть огромными доходными комплексами, и камерными особнячками начала XX века, и милыми городскими усадьбами XIX столетия. Всех их объединяет главное качество – у этих домов есть лицо, есть душа и характер, которые остаются в памяти, подобно образам ярких людей. Стоит только какому-нибудь нашему собеседнику сказать: «Дом с рыцарями на Арбате», как перед мысленным взором предстает серый гигант, напоминающий замок, и таинственные средневековые рыцари, задремавшие на своем боевом посту.
Начало XX века было ознаменовано множеством таких примеров: московские коммерсанты выбирали наиболее яркие, запоминающиеся проекты доходных домов для того, чтобы привлечь будущих арендаторов. Конкуренция на рынке арендного жилья тогда была колоссальной, ведь на рубеже XIX и XX столетий Москва стремительно превращалась в крупный промышленный, культурный и, прежде всего, коммерческий центр России. К этому времени десять железных дорог связывали город даже с самыми отдаленными частями страны. Численность жителей в первое десятилетие XX века перевалила за миллион, и рост ее не прекращался вплоть до революции.
В городе обсуждались проекты будущей московской подземки, так как многочисленные трамваи, связавшие отделенные городские окраины с центром, не всегда могли справиться с потоком пассажиров. В ту пору Москву вполне заслуженно называли «общерусским торговым домом», ведь сюда стекались многие товары, здесь же заключались важнейшие коммерческие соглашения, стартовали поистине революционные деловые проекты. Прежде спокойный и патриархальный город становился похожим на гигантский муравейник, в котором деятельность не прекращалась круглые сутки. Основная заслуга в такой быстрой перемене принадлежала, безусловно, купечеству.
Первые поколения будущих московских купеческих династий начинали свою деятельность еще в XIX столетии. Как правило, большая часть этих людей была выходцами из старообрядческих крестьянских семей. Не имея больших первоначальных капиталов, они прилагали все свое трудолюбие и организаторские способности, чтобы развернуть дело. К началу XX века уже вторые и третьи поколения купцов диктовали темпы развития Москвы. По их инициативе росли промышленные предприятия, открывались магазины, склады, лавки, что, естественно, увеличивало количество свободных рабочих мест. Город стал местом, куда со всей страны стекались те, кто хотел построить свою карьеру.
Помимо всего прочего, образованное и открытое всему новому, купечество вело активную меценатскую деятельность. Это привлекало в Москву многих представителей творческой и научной интеллигенции, выдающихся общественных деятелей, врачей, юристов. Вполне естественно, не все новые горожане были в состоянии приобрести собственное жилье. В связи с этим развернулся настоящий московский строительный бум: на окраинах и вблизи от предприятий росли многоэтажные дома для рабочих. В престижных частях Москвы, к которым относились Пречистенка, Поварская и Арбат, стали один за другим появляться здания, в которых состоятельный приезжий мог арендовать подобающую его статусу квартиру.
Именно к такой категории жилья относится и наш доходный дом, выстроенный по заказу купца Филатова и записанный впоследствии на имя его жены Анны Тимофеевны. Кроме квартир, которые сдавались внаем, здесь открылась женская гимназия Марии Жиц и престижный, один из лучших в городе, детский сад. Удивительный образ «Дома с рыцарями» построен на тонкой игре масштабов. Даже в 1913 году это здание казалось колоссальным – целых семь этажей, в то время как еще десять лет назад четырехэтажный дом называли небоскребом. Посреди старинных низеньких построек Арбата доходный дом Филатовой походил на огромный замок.
Здание выглядело цельно, благодаря тонкому чувствованию Дубовским пропорций: соотношение размеров и функциональных, и декоративных элементов рассчитано так, чтобы создавалось ощущение единого ритма, практически музыкального ансамблевого единства. Стиль неоготика был близок Дубовскому. В ранний период творчества он удивительным образом соединял мотивы готической архитектуры и нового стиля модерн, создавая при этом совершенно уникальный тематики фасадного декора. Петербуржец по происхождению, он сумел перенести образ средневекового города на улицы Москвы, причем воплощал свои идеи именно при строительстве доходных домов.
Произведения Дубовского довольно легко узнать: доходный дом Эпштейна в Гусятниковом переулке, доходный дом Мелетиных в Помераневом переулке, дом Феттер и Гинкель в Милютинском переулке и др. Всех их объединяет образ сказочной городской крепости, но каждое из них имеет еще собственную, неповторимую тематику, часто никак не связанную с европейским средневековьем. В доходном доме на Арбате Дубовской сделал акцент на узнаваемых элементах средневековой замковой архитектуры: эркерах, башнеобразных объемах, остроконечных щипцах, геральдических символах. Но самой яркой деталью всего дома являются скульптурные изображения.
Проживать в «Доме с рыцарями» всегда было чрезвычайно престижно: огромные квартиры, лифты с авторской отделкой, витражи, великолепные дубовые перила парадных лестниц, отдельные помещения для прислуги – все это сделало дом Филатовой привлекательным и для московской «знати» советского периода – партийных работников. После революции в здании были и коммунальные квартиры, но основная часть помещений была отдана партийной верхушке. Здесь проживали: Николай Подвойский – автор символа Красной армии – красной пятиконечной звезды, один из главных лидеров октябрьской революции, командарм первого ранга Иван Белов, знаменитый партиец Григорий Зиновьев.
К сожалению, в советский период была утрачена значительная часть интерьерной отделки – такого важного элемента в творчестве Валентина Дубовского. Для того чтобы понять всю внимательность, с которой этот мастер подходил к разработке интерьеров здания, следует заглянуть хотя бы в парадные дома Филатова на Остоженке или же дома Мелетиных в Померанцевом переулке. В 1992 году в здание переехал Центральный Дом актера и учреждения Министерства культуры. Часть квартир была переоборудована под офисы, но нашлось место и для пяти сцен Дома актера: Голубой гостиной, Большого, Малого и Камерного залов, а также Арт-салона.
© Александра Гурьянова
Адрес
Кривоарбатский переулок, 1, Москва, 119002