Этот градостроительный проект советской власти стал самым выдающимся примером инженерной и архитектурной мысли. Правда, только на бумаге.
Помимо символического значения, Дворец Советов имел другую, не менее важную ценность – он должен был стать архитектурным манифестом советской власти, которая к началу 1930-х уже отворачивалась от идей конструктивизма в поисках нового большого стиля. Победителем международного конкурса на проектирование здания-гиганта стала команда советских архитекторов под руководством Бориса Иофана, автора знаменитого Дома на набережной. До конца жизни архитектор сожалел о том, что главный проект его жизни так и не был реализован.
Согласно проекту Иофана, Дворец Советов должен был стать самым высоким зданием в мире (общая высота должна была составить 495 м!) – как символ победы социализма. В первоначальном варианте здание должна была венчать скульптура «Освобожденный пролетарий» – 18-метровая фигура рабочего с факелом в руке. В проектирование, как это часто бывало, вмешался лично Сталин: он указал, что Дворец должен стать памятником Ленину и его учению – и фигуру пролетария заменили почти 100-метровой фигурой Ильича.
«Простертая над Москвой рука статуи будет иметь в длину почти 30 м. Длина указательного пальца превышает 4 м. В ясные солнечные дни статуя Ленина будет видна за несколько десятков километров», – говорилось в проекте.
Предполагалось, что дворец сможет вместить одновременно до 40 тысяч человек. Главный вход, обращенный в сторону Кремля, должны были украшать статуи Карла Маркса и Фридриха Энгельса. В архитектурном отношении монументальное сооружение, щедро украшенное барельефами с символами советской власти, ознаменовало бы собой переход от авангарда к сталинскому ампиру.
Дворец Советов задумывался как одно из самых передовых в техническом отношении зданий мира. Здание планировалось оснастить скоростными лифтами, подъемниками, системами очистки воздуха, многофункциональными залами с гигантскими медиаэкранами. Так, одной из новаций должна была стать трансформирующаяся сцена, которая при необходимости могла превращаться в… бассейн.
Построить Дворец Советов планировалось недалеко от Кремля, на месте нынешнего Храма Христа Спасителя. От него до Лубянки предполагалось прорубить проспект Дворца Советов и расходящиеся лучами магистрали, соединяющие разные части города с центром. Для этого, в частности, предполагалось полностью уничтожить всю дореволюционную застройку центра города, за исключением нескольких особенно ценных зданий. В их числе – Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина на Волхонке, который ради расширения магистрали должны были передвинуть в сторону. Грандиозным планам градостроителей и архитекторов помешала Вторая мировая война.
В 1931 году храм взорвали и начали закладку фундамента для нового здания. Работы растянулись на восемь лет, а после начала Второй мировой войны и вовсе были остановлены. В 1941-1942 годах металлический каркас Дворца разобрали для сооружения мостов и противотанковых заграждений. После войны к проекту так и не вернулись – он не нравился лично Хрущеву. В 1960-м на месте фундамента здания построили самый большой в СССР бассейн «Москва» (диаметр – 130 м). Всесезонный бассейн под открытым небом пережил советскую власть: его закрыли только в 1994-м ради воссоздания Храма Христа Спасителя.
После смерти Сталина к идее строительства Дворца вернулись лишь однажды: в 1956—1958 годах провели новый конкурс на лучший архитектурный проект. Правда, разместить здание планировалось не в центре, а на юго-западе Москвы, недалеко от Московского государственного университета. Однако и от этих планов вскоре отказались – страна стояла на пороге оттепели и очередной градостроительной революции. Сталинский ампир с его монументальностью и огромными бюджетами навсегда ушел в прошлое.
© Ольга Мамаева