К середине XVI века от набегов неприятеля по линии современного Бульварного кольца насыпают земляной вал. Там, где его разрезают улицы дороги, лучами расходящиеся из Кремля, сооружают бревенчатые, укрепленные землей и дерном ворота.
Стену назвали Белым городом ( в то время это слово имело два значение – и поселение, и ограда, защищающая это поселение). Полностью завершенный к 1593 году, Белый город представлял собой надежную оборонительную твердыню и прекрасное архитектурное сооружение. Даже недостроенный, Белый город сыграл свою роль в обороне столицы. Орды крымского хана Казы-Гирея, подошедшие в 1591 году к Москве, увидев грозную стену, не решились ее штурмовать и отошли без боя.
В середине XVIII века стена Белого города потеряла свое фортификационное значение: она отстала от уровня развития военной техники, да и неприятель перестал беспокоить столицу окрепшего и расширившегося государства. И в 1774 году вышло предписание место под бывшей стеной Белого города разровнять и обсадить деревьями, те есть завести бульвар по западному образцу. Однако по-настоящему Бульварное кольцо сложилось уже после пожара 1812 года, когда почти полностью выгоревшие кварталы стали быстро отстраиваться заново.
В юго-западной части современного бульварного кольца расположена Пречистенская площадь. Некогда здесь стояли ворота Белого города и назывались они Чертольскими, по протекавшему здесь ручью Черторою, а с 1658 года - Пречистенскими – по улице Пречистенке, которая вела к Новодевичьему монастырю, где находилась икона Пречистой Божьей Матери. После революции в 1924 году площадь переименовали в Кропоткинскую, в память революционера и ученного-географа Петра Алексеевича Кропоткина (1842-1921). В 1993 году площадь переименовали в площадь Перчистенских ворот. Начинающийся здесь бульвар тоже до 1924 года назывался Пречистенским – по воротам. Затем был переименован в Гоголевский – по памятнику Гоголю, стоявшему другом конце бульвара.
Гоголевский бульвар был устроен вскоре после 1812 года. Весьма своеобразен его трехступенчатый рельеф: внутренний проезд расположен на верхней ступени, сам бульвар - на средней, внешний проезд – на нижней. Такой перепад высот обусловлен тем, что проходившая здесь стена Белого города была построена на крутом берегу Черторыя. Ручей, в 1870-х годах заключенный в подземную трубу, омывал наружный склон вала, протекая там, где сейчас от Арбатской до Пречистенской площади ходит троллейбус.
До 1860 годов бульвар был одним из самых заброшенных, а началу своей популярности обязан, в первую очередь, императору Александру II. В моду у дворян этот бульвар вошел с прогулок по нему государя императора, во время одного из высочайших пребываний в Москве. В 1909 году, к 100-летию со дня рождения Гоголя, недалеко от дома № 7а по Никитскому бульвару, где прошли последние четыре года жизни писателя, и где за десять дней до его смерти в камине сгорел второй том «Мертвых душ», на Перичтенском бульваре писателю поставили памятник работы Николая Андреева. Гоголь на нем изображен сидящим в расслабленной позе и печально смотрящим вниз. А внизу на постаменте барельефные изображения его персонажей. Готовили памятник почти тридцать лет: в 1880 году было принято решение о его установке в Москве, а потом долго собирали деньги, разрабатывали проект, потом Николай Андреев работал над образом Гоголя – в общем понадобилось на это 29 лет. А в 1952-м году, к 100-летию смерти, Андреевского Гоголя оттуда убрали, потому что советское руководство посчитало, что памятник недостаточно оптимистичен и отправили его в Донской монастырь, где в то время был музей скульптуры. А на Гоголевском бульваре поставили памятник работы Томского, на котором писатель бодрый и довольно ординарный.
В 1959 году памятник Андреева все-таки извлекли из Донского монастыря и поставили во двор того же дома №7а, где писатель прожил последние дни. Таким образом получилось, что в Москве два Гоголя - один оптимист, другой – пессимист. Еще один памятник появился на Гоголевском бульваре совсем недавно, в 2007 году, писателю Михаилу Шолохову работы скульптора Александра Рукавишникова. Писатель изображен в бронзе, сидящий в лодке на веслах, мимо которой проплывают лошади. По замыслу скульптора они символизируют белых и красных. Идея установки этого памятника неоднозначно была воспринята общественностью, многие считали не уместно его расположение, так как Шолохов мало жил в Москве и Гоголевский бульвар традиционно связывают с литературой XIX столетия, а не XX, в котором писал Шолохов.
Из примечательных зданий на бульваре хотелось отметить здание №3, которое стояло еще в 1806 году и принадлежало княжне Софье Волконской. Вверху были жилые помещения, низ сдавался под лавки. В 1899 году здание, купленное булочником Филипповым, было надстроено третьим этажом. Дом № 5 построен в 1852 году архитектором Н.И. Козловским, долгие годы здесь жил архитектор К.А. Тон, наблюдавший за строительством сооружаемого по его проекту храма Христа Спасителя. В 1920-х годах в квартирах этого здания жили выдающийся кинорежиссер В.И. Пудовкин и педагог С.Т. Шацкий.
Дом № 6 с 1870 года принадлежал С.М.Третьякову, брату основателя знаменитой картинной галереи. Сам также страстный собиратель живописи, поручает своему зятю архитектору А.С. Каминскому, перестроить дом в модном тогда русско-византийском стиле. После смерти Третьякова в 1892 году дом покупает крупный банкир и промышленник Павел Рябушинский – тот самый, что призывал «задушить революцию костлявой рукой голода». У Рябушинского в 1916-1917 годах собирались, обсуждая планы предотвращения революции, наиболее реакционные представители московской буржуазии. В 1918 году здесь обосновался Революционный трибунал, затем Военная прокуратура, после войны - отдел внешних сношений Министерства обороны СССР, а с 1987 – правление Российского фонда культуры.
Дом №10 являет собой образец русской классической архитектуры конца XVIII века. Дом принадлежал родителям декабриста полковника М.М. Нарышкина, у которого постоянно собирались его единомышленники, в том числе Рылеев, читавший здесь свои «Думы». В январе 1826 года в этом доме Н.Н. Нарышкин был арестован. В 1830 году дом переходит во владение Удельной конторы, ведавшей всеми землями и другим недвижимым имуществом императорской фамилии. В 1860-1870 –х годах этой конторой управлял И.И. Маслов, весьма культурный и уважаемый человек. У него часто останавливался И.С. Тургенев, приезжая в Москву. Известный портрет писателя, выставленный в Третьяковской галерее, Репин писал именно в этом доме. В 1969 году, после реконструкции, в здание переехало правление Союза художников СССР.
Дом № 14 перестроенный в 1863 году из двух зданий, до революции принадлежал сестре фабриканта С.И. Зимина, более известного в качестве театрального деятеля, основателя оперного театра, друга Ф.И. Шаляпина. В 1920-х годах здесь помещался Верховный суд. В 1956 году дом был переоборудован, и в нем открылся Центральный шахматный клуб СССР.
Старенький трехэтажный дом № 31 с балконом, перестроенный в середине XX века из особняка 1820-х годов. В 1872 году здесь открылась частная женская гимназия прогрессивного русского педагога С.Н. Фишер, добивавшейся права вести обучение по полному курсу мужской классической гимназии. Это было невиданным в те времена «экспериментом», и гимназия сразу оказалась в центре внимания как общественной, так и властей. Двухэтажный корпус во дворе интересен своим литературным прошлым. Здесь в 1910 году открылось издательство символистов «Мусагет», которое возглавлял поэт Андрей Белый и где бывали В.Я. Брюсов, И.А. Бунин, Л.Н. Андреев, К.Д. Бальмонт, И. Северянин. Район: Центральный, Арбат. Близлежащие метро: Кропоткинская. Прежние названия улицы: Пречистенский бульвар.
© По материалам книги Аверьянова К.А. «История московских районов»