Кропоткинский переулок получил свое название в 1921 г. в честь теоретика анархизма, географа и геолога П. А. Кропоткина, родившегося в одном из его домов.
Здесь, на участке (№ 5) раньше стоял небольшой домик, где в коммунальной квартире жил Е. П. Петров, соавтор И. Ильфа. Эта квартира и была описана в по роману «Золотом теленоке» под названием «Воронья слободка». После этого долго еще переполненные московские, да и не только московские, коммунальные квартиры назывались «Вороньими слободками». Современник автора вспоминал: «Такое название Евгений Петрович сперва дал своему реальному жилищу, а потом уже перенес его в роман вместе с похожим описанием обстановки и обитателей этой квартиры. Были в действительной «Вороньей слободке» в Кропоткинском и «ничья» бабушка и «трудящийся Востока - бывший грузинский князь», и многие другие персонажи, описанные в романе».
Среди зданий в этом переулке выделяется одно из лучших созданий выдающегося русского архитектора Ф. О. Шехтеля - великолепный особняк (№ 13) в стиле модерн, построенный в 1901 - 1902 гг. Яркое творчество Шехтеля вызвало не менее яркие и эмоциональные описания в искусствоведческих трудах. Так, один из искусствоведов считает, что в этом здании «массы предельно напряжены и в своем пластицизме достигли выражения почти скульптурного оскала», и далее описывает, как, «не получив выхода в пространство, энергийно заряженная масса будоражит форму окна, создавая здесь наибольшее напряжение и, наконец, прорывается наружу через его огромное зияющее отверстие». Под «отверстием» имеется в виду действительно огромное окно на главном фасаде дома, освещающее большую гостиную, размеры которой просто подавляют - человека там почти не заметно. Эта гостиная более похожа на зал в средневековом замке, камин же под стать всему остальному - он значительно выше человеческого роста. Особенно заметен этот гротескный гигантизм по сравнению с другими помещениями особняка - они вполне нормальны и даже подчеркнуто невелики.
Одна из исследовательниц творчества Шехтеля, в порыве «научно» объяснить это обстоятельство, написала, что гиперболизированные размеры гостиной были выбраны архитектором потому, что этим он хотел подчеркнуть «связь с историческим настоящим России, с переломностью переживаемого момента и осознанием переломности как факта, имеющего эпохальное значение». Особняк был заказан дочерью текстильного фабриканта Ивана Бутикова А. И. Дерожинской, позднее ставшей женой одного из директоров «Товарищества Зуевской мануфактуры» И. И. Зимина. Поэтому в трудах по истории искусства эта работа Шехтеля называется то «домом Дерожинской», то «домом Зиминой». Предполагалось, что росписи для особняка (площадью около 250 квадратных метров) будут выполнены художником В. Э. Борисовым-Мусатовым. Но, как писал он, «моя фреска потерпела фиаско… Сделал я четыре акварельных эскиза, и они всем очень понравились… Владелица же палаццо, где нужны эти фрески, благородно ретировалась, предложив за них гроши». В первые годы советской власти в особняке помещался внешкольный отдел Наркомпроса, заведующей которым была Н. К. Крупская, а ее заместительницей 3. П. Кржижановская. В 1921 г. здесь поселили делегатов III конгресса Коминтерна. В конце 1920 - начале 1930-х гг. дом занимали представительства Узбекской, Туркменской и Таджикской ССР, а в конце 1930-х гг. тут была резиденция посла и советника Китайской республики. Теперь здесь посольство Австралии.
На противоположной стороне переулка - здание (№ 12), поставленное торцом к красной линии. Оно самое старое здесь - на плане 1760 г. обозначены каменные палаты полковника И. И. Ржевского на узком и вытянутом в длину участке, выходящем и в соседний Троицкий переулок. В начале XIX в. домом владел А. И. Герард, инженер, строитель москворецких набережных и мостов. В 1920-е гг. дом занимало представительство Бухарской социалистической советской республики. В этом здании жил и здесь 28 декабря 1887 г. умер декабрист А. П. Беляев. Район: Центральный, Хамовники. Близлежащие метро: Парк культуры. Прежние названия улицы: Штатный переулок, Казаринов переулок, Языков переулок.
© По материалам книги Аверьянова К.А. «История московских районов»