Москва, какой она была ещё в самом начале капиталистического строительного бума. В прошлом столетии Москва выглядела примерно так: «В то время небольшие деревянные, часто даже неоштукатуренные дома и домики, большею частью с мезонинами, встречались на каждом шагу, и не только в глухих переулках, но и на улицах. В переулках с домами чередовались заборы, не всегда прямо державшиеся; освещение было примитивное гарным маслом, причем тускло горевшие фонари, укрепленные на выкрашенных когда то в серую краску деревянных неуклюжих столбах, стояли на большом друг от друга расстоянии. Грязи и навозу на улицах, особенно весной и осенью, было весьма достаточно...»
Смоленский бульвар находится недалеко от Арбата, и представляет собой тоже довольно интересный уголок Москвы. В «Старой Москве» Смоленская дорога проходила через теперешнюю Арбатскую площадь, улицу Арбат, и недалеко от теперешнего Бородинского моста выходила к Москве-реке. Улица вдоль этой дороги от самого Кремля называлась Смоленской. Теперь Смоленская улица уменьшилась: теперь она проходит от Смоленской площади до Бородинского моста. Смоленская площадь появилась в двадцатых годах 19 века на месте части Земляного вала и Смоленских ворот Земляного города. Была тут еще одна площадь - Смоленская-Сенная: она находилась между Смоленской площадью и Смоленским бульваром. Сам Смоленский бульвар возник примерно в то же время, что и Смоленская площадь, то есть в 20х годах 19 века после того, как снесли Земляной вал (по его линии сейчас проходит Садовое кольцо). Смоленский бульвар получил свое название от Смоленской улицы, как и Смоленская площадь.
Интересным памятником труда большого количества людей можно считать 16 почти параллельных улиц, которые находятся недалеко от Измайловского парка, причем сначала они назывались 1-16 Парковые. Центральной магистралью Измайлова считается Сиреневый бульвар. Позже - уже в 20м веке улицы Измайлово получили такие названия, как Первомайская, Верхняя и Нижняя Первомайские улицы, Заводской проезд, Щербаковская улица. Нужно обратить внимание на Васильевский спуск и Красную площадь - места в Москве, которые наверняка знает почти каждый житель России. Васильевский спуск-территория склона, которая ведет от храма Василия Блаженного к набережной Москвы-реки и Большому Москворецкому мосту. Васильевский спуск всегда служил как место для разнообразных мероприятий и тому подобного.
Красную площадь по сути дела можно отнести к памятникам, причем памятникам для всей России. Приблизительная дата образования Красной площади-1493 год, причем в то время она представляла собой не памятник, а площадку для торговли. Позже она несколько изменилась: стала опрятнее, красивее, начала обрастать различными зданиями. В 19 веке площадь постепенно утратила свое прежнее значение, и превратилась в место для различных культурных мероприятий.
Очень известное место в Москве-Поклонная гора. Как сейчас, так и в 19 веке это место предназначалось для различных мероприятий(почти так же, как и Васильевский спуск). Постоянно идут споры о том, откуда произошло название этого места. Самое распространенное мнение - что каждый, кто прибыл в Москву должен поклониться городу на этой горе, а также - что на этой горе встречали важных гостей: князей, ханов, и кланялись им. Есть еще одна версия о том, что название горы связано с одним из видов феодальных платежей на Руси, которые взимались при проезде или временном пребывании на территории Москвы, или некоторых других волостей (ведь поклонные горы есть также в Суздале, Санкт-Петербурге, Пскове, в Подмосковье в Можайском районе, на Ярославском шоссе в семи километрах от Сергиева Посада, в окрестностях города Лыткарино).
От самого Кремля в Тверь с давних времен шла дорога. Теперь она называется Ленинградским шоссе. Раньше и это шоссе называлось по другому. По разным версиям: Санкт-Петербургская дорога; Петербургско-Московская дорога; Большая Санкт-Петербургская дорога. Теперь часть Ленинградского шоссе от Белорусского вокзала до развилки с Волоколамским шоссе называется Ленинградским проспектом. Правда, этот отрезок Ленинградского шоссе получил свое название уже в 20 веке. Следует упомянуть и улицы, расположенные в непосредственной близости от Ленинградского проспекта, и улицы, выходящие на него. Одна из них Беговая, получила свое название в 19 веке. Название ее связано ни с чем иным, как с Московским ипподромом, расположенным на этой улице. Этот ипподром предназначался для гонок на лошадях в упряжках-бегов. Первое состязание на этом ипподроме состоялось в 1840 году, причем тогда самого здания ипподрома еще не существовало здание ипподрома построили в 1899 году, хотя позже в 1951-1955 годах его реконструировали после пожара по проекту архитектора И.В. Жолтовского. На Ленинградский проспект выходит и 1я Аэропортовская улица. Название ее связано с Ходынским летным полем, находящимся недалеко. Это поле имеет очень интересную историю. Первое упоминание о нем встречается в 1389 году. Тогда это место называлось Ходынским лугом. Свое название луг получил от небольшого притока Москвы-реки речки Ходынки. Самое интересное событие из истории этого поля произошло в 1896 году сто лет назад. Это событие правильнее будет назвать катастрофой. В 1896 году были устроены торжества по поводу коронации императора Николая II. Решили устроить гулянье на специально разукрашенном для этого Ходынском поле с даровыми пивом, медом и царскими гостинцами: каждому пришедшему на гулянье полагался узелок из красивого платка, в который были завернуты: полфунта колбасы, конфеты и пряники, а также эмалированная кружка с позолотой.
Вполне естественно, что на гулянье пришло огромное количество народа. Когда началось гулянье, возникла ужасная давка. Надо сказать, что для гулянья была обустроена лишь площадка в квадратную версту, которой для такого большого количества людей просто не могло хватить, а остальная часть Ходынского поля была покрыта ухабами и канавами, самая глубокая из которых достигала в глубину 5 метров, а в длину 30 метров. Кроме того на этом поле было огромное количество различных колодцев и ям. Когда рано утром на Ходынское поле хлынула полумилионная толпа людей, то в давке, которая образовалась из за рвов и канав только по официальным данным пострадало 2960 человек, из которых 1389 погибло. Стоило бы рассказать и о такой известной площади, как Лубянская. Первое упоминание о Лубянке приходится на 15 век, но окончательно оформилась и стала площадью Лубянка намного позже. В 19 веке Лубянка существовала официально уже как площадь, и была известным местом судя по тому, что «В девяностых годах прошлого столетия разбогатевшие страховые общества, у которых кассы ломились от денег, нашли выгодным обратить свои огромные капиталы в недвижимую собственность и стали скупать земли в Москве и строить на них доходные дома. И вот на Лубянской площади, между Большой и Малой Лубянкой, вырос огромный дом. Это дом страхового общества «Россия», выстроенный на владении Н.С. Мосолова». Этот самый дом был выстроен по проекту академика А.В. Иванова как доходный (т.е. для сдачи квартир). Кстати, в тридцатые годы уже нашего века это здание было надстроено еще на два этажа, а в 1940-1947 годах к нему был пристроен новый корпус по проекту А.В. Щусева. С 1835 по 1934 год в центре Лубянки находился водоразборный фонтан скульптора И.П. Витали (сейчас этот фонтан находится около здания президиума Российской академии наук на Ленинском проспекте, 14).
Следует упомянуть об одной не очень заметной улице, идущей от Лубянской площади к улице Неглинке. Называется эта улица Пушечной. Современная Пушечная улица сформировалась приблизительно в двадцатые годы 19 века, когда застроили пустырь, который образовался в начале 19 века после разрушения Пушечного двора. Там же, недалеко, проходила Никольская улица, которая шла от стен Кремля во Владимир. Свое имя эта улица получила по названию находившегося поблизости Никольского греческого монастыря. Интересна история Лужников. Раньше облик Лужников был совсем иным , и этот район был реконструирован несколько позже, чем другие районы Москвы, что связано с тем, что в 1812 году, во время пожара, когда из 9000 зданий во всей Москве уцелело не более 3000, Лужники уцелели. Их спасло лишь то, что тогда Лужники не были частью города, и их отделяло от Москвы довольно большое незастроенное пространство. В 19 веке почти вся земля в Лужниках перешла в руки купцов, которые сдавали ее в аренду под огороды, а в конце прошлого столетия на этом месте было несколько фабрик. Облик Лужников стал приблизительно таким, как сейчас лишь в 1956 году, когда открылся стадион, по тем временам самый крупный в Европе. Такой знаменитый район, как Останкино, раньше, естественно, выглядел совершенно не так, как сейчас. Когда-то давно Останкино не было частью Москвы, а просто селом, находящимся недалеко от Москвы. Останкинской башни в то время конечно же не было она была построена лишь в 20 веке, уже после войны. В том районе также был Останкинский дворец, построенный в период с 791 по 1799 года графом Шереметевым. Он был построен в стиле раннего классицизма, и представлял в то время грандиозное сооружение. Здесь же, недалеко, с 1810 года была открыта больница для бедных, которая называлась Шереметевской. Известно также и бывшее село Алексеевское. Оно было не таким уж и большим, но зато находилось близко к Москве. Теперь Алексеевское часть Москвы. Хозяйство и постройки в Алексеевском велись хорошими темпами, но уже в начале 19 века постройки Алексеевского пришли в упадок, то есть стали постепенно разваливаться. Романовы в 19 веке мало интересовались Алексеевским, и в первое десятилетие 19 века Путевой дворец в этом селе стал постепенно разваливаться.
В 1824 году разобрали церковь Алексия. Последующее развитие Алексеевского было похоже на развитие других подмосковных сел: сильно росло население, начала развиваться легкая промышленность, причем довольно неплохими темпами уже в 1890 году здесь работали семь не очень больших фабрик. Интересны и те факты, что именно через Алексеевское в конце 19 века провели Мытищинский водопровод, а в 1830 году здесь была построена Алексеевская водокачка. Официально районом Москвы Алексеевское стало только в начале 20 века. Зубовский бульвар, конечно, не так хорошо известен, как Останкино или Алексеевское, но о нем тоже стоит кое-что рассказать. Интересен он в основном своими зданиями и людьми, которые на нем жили или работали. К примеру, в период с 1832 по 1835 год здесь были построены провиантские склады по проекту академика В.Стасова. Это здание считается одним из лучших в стиле русского классицизма несмотря на то, что у него нет даже ни одной колонны. Следует рассказать о 1й, 2й и 3й Мытищинских улицах и Мытищинском проезде.
Они сейчас расположены в муниципальном округе Алексеевское, между станциями метро Рижская и Алексеевская. Свои названия эти улицы получили по Мытищинскому водопроводу, который проходил от водонапорных башен по тому району. Этот водопровод пришлось создать по причине нехватки в Москве чистой питьевой воды. Поиски воды начались по указу императрицы Екатерины II еще в 1778 году, а в 1780 году Москва уже получала ежедневно по 330 тысяч ведер питьевой воды. Однако, Москва росла, и во второй половине 19 века Мытищинский водопровод расширили. Именно тогда и проложили 1ю-3ю Мытищинские улицы, а также Мытищинский проезд. Невозможно пропустить и такую улицу, как Пятницкая. Ее не зря считают одной из самых интересных и древних улиц Москвы и Замоскворечья. Эта улица была бойкой торговой дорогой, но позже она превратилась в торговую улицу. Уже в 19 веке она являлась таковой, и сохранила свое торговое значение до наших дней. Даже сейчас, когда большинство старинных улиц Москвы утратило свое первоначальное значение, на Пятницкой идет довольно бойкая торговля в многочисленных лавочках и магазинах. Считается, что улица получила свое название по церкви, носившей имя Параскевы Пятницы. Сейчас, правда, этой церкви уже не существует, а на ее месте находится станция метро Новокузнецкая. Надо заметить, что церковь была разрушена в 1934 году во время борьбы с православной верой, а также в соответствии с планом по продолжению Бульварного кольца, который, кстати, так и не реализовали. Начинается Пятницкая улица от Чугунного моста через Водоотводный канал. Этот Канал был проложен еще в 1783-1786 годах, а в 1836 году канал стал судоходным, потому что была построена Бабьегородская плотина между Барсеневской и Кропоткинской (Пречистенской) набережными.
Чугунный мост, построенный в 1889 году на месте старого деревянного моста, получил свое название от старого моста, который хоть и не был чугунным, но имел чугунные перила: именно от этого и пошло название моста Чугунный. Этот мост сохранился и до нашего времени, но теперь он сделан из железобетона. Кадашевская набережная идет от этого моста направо, если смотреть от центра. Это название она получила только в 20 веке, а раньше она называлась Водоотводной. Наиболее правдоподобная версия возникновения названия набережной связана с ткацким производством. Интересно такое место в Москве, как Собачья площадка. Интересно хотя бы само название. Площадка обычная площадь, только назвали ее почему-то площадкой. Собачья площадка тогда находилась в районе улиц Арбат и Большая Молчановка. По предположению, она возникла на месте Псарного, или Собачьего двора-места где держали собак для царской охоты. Площадкой эту площадь назвали потому, что раньше площадками называли все городские площади как большие, так и маленькие. В Москве много дорог как древних, так и не очень, но Сретенка одна из самых древних. В 19 веке Сретенкой называли обе улицы, переходящие одна в другую - Большую Лубянку и саму Сретенку. По предположению, Сретенка получила свое название по Сретенскому монастырю, который основали еще в 14 веке.
Интересно, что названия сретенских переулков в 18-19 веках очень часто менялись, что связано с тем, что эти переулки назывались по фамилиям домовладельцев на этих переулках. Недалеко от Сретенки находится Сухаревская площадь. Раньше эта площадь была разделена на две - Большую и Малую Сухаревские площади (В период с 1936 по 1990 год они назывались: Большая и Малая Колхозные площади). Хочу упомянуть о Камер-Коллежском вале. Фактически этот вал начиная с 1806 года до 1864 года являлся административной границей Москвы, а с 1864 года и до 1917 года он был муниципальной границей, то есть границей между городом, управлявшимся городской думой, и Московским уездом, управлявшимся земством. Сам вал представлял собой сплошное кольцо из высокого земляного вала, на котором находилось 18 застав, таких, как Дорогомиловская застава, Серпуховская застава, Проломная застава, Сокольническая застава, Тверская застава. Эти заставы были ликвидированы в 1852 году. Во второй половине 19 века срыли и сам вал, а по линии этого вала прошло много улиц, таких, как Сущевский вал, Бутырский вал, Серпуховский вал, Лефортовский вал, Преображенский вал. Причем все эти улицы получили названия, в составе которых находилось слово вал. Следовало бы заметить, что площадь Москвы внутри Камер-Коллежского вала составляла всего лишь 7089 гектаров, то есть около 7% от площади теперешней Москвы. Вал, однако, срыли не весь: небольшая его часть сохранилась на границе Хамовников и Лужников, и по нему сейчас проходит окружная железная дорога.
Уже в начале 19 века в Москве появилось много бульваров, которые сейчас представляют собой памятники 19 века. Наиболее известным и старинным считается Тверской бульвар. Устроен он был еще в 1796 году на месте стены Белого города. К 1830 году в Москве появилось много новых бульваров, но Тверской бульвар не утрачивал своей славы. И это не случайно, ведь он находился в одной из центральных частей Москвы, где проживало в основном дворянство. Кроме того, он был очень хорошо устроен, обсажен деревьями. Московские дворяне называли Тверской бульвар зеленым клубом. Свое название бульвар получил по Тверской улице, от которой он начинался. Кстати говоря, совсем недавно - летом 1996 года Тверскому бульвару исполнилось 200 лет! Интересным историческим местом Москвы является Девичье поле. Москвичи это место очень любили, что не случайно-Девичье поле было настоящим полем. Это было большое открытое пространство около Лужников. Девичьим его назвали по монастырю. Очень долго это поле было пригородом Москвы, и хорошим местом для прогулок.