Исторически Рублевка никогда не была местом, где стремились жить состоятельные люди, хотя преимущества рублевского направления всегда были известны. Это хорошие климатические условия и прекрасная природа — вековые сосны, огромные лесные массивы, благоприятная роза ветров…
Кстати, это процесс не одного дня. Дело в том, что со многими старинными особняками на Рублевке связаны загадочные истории.
Проклятие баронессы
От слова «Барвиха» исходит двойная энергетика: сочетание чего-то фольклорного, лесного с неистребимо официальным. Впрочем, это неудивительно. Подмосковная Швейцария, как иногда называют эти места, пока еще состоит не только из элитных особняков, но и из обычных поселковых хозяйств, жители которых пользуются счастливой возможностью сдавать летом дачи по баснословным ценам. А желающих здесь поселиться с каждым годом все больше и больше. Разве могут кому-то не понравиться живописные подмосковные сосновые леса и чистейший воздух?Сейчас трудно сказать, когда началась история Подушкинского лесопарка, на территории которого находятся поселки Шульгине, Подушкино и Барвиха. По крайней мере, название села Подушкино связывают с именем богатого купца Ивана Подушки, жившего во второй половине XV столетия. Барвиха же была создана намного позже, в середине XIX века, и изначально задумывалась как дачный поселок. Близость к столице и удобное сообщение с ней, протекающая неподалеку Москва-река подтолкнули генерала Александра Борисовича Казакова, владельца села Подушкино, к мысли о дроблении территории нового поселка для продажи индивидуальным застройщикам. Интересно. что своего рода фэйс-контроль для обеспечения безопасности дачников существовал уже тогда. После строительства в 1872 году шоссейной дороги от имения до ближайшей станции Одинцово всех проезжающих из Одинцово в Барвиху встречала специально оборудованная сторожка со шлагбаумом.
Бриллиант в короне барвихинских лесов — замок баронессы Майндорф. возведенный в 1885 году архитектором П.С. Бойцовым на месте старого усадебного дома. Баронесса Надежда Александровна — дочь генерала Казакова, была страстной поклонницей рыцарских романов. Ей удалось при жизни воплотить свои фантазии при строительстве здания: замок — олицетворение Средневековья. Он был по кирпичику перевезен из Австрии и заново возведен в Барвихе. По всем старинным канонам его окружает великолепный регулярный парк, поблизости, на большом озере, возведены плотина и романтический каменный мост. Говорят еще, что от замка к железной дороге шел подземный ход. по которому княгиня и ускользнула в 1917 году от большевиков, не забыв напоследок пожелать: «Чтобы место сие было пусто!»
В 1935 году в замке был создан санаторий Совмина СССР «Барвиха». Здесь в разное время отдыхали М.А. Булгаков, Д.Д. Шостакович, СП. Королев, И.В. Курчатов, Ю.А. Гагарин, Луис Корвалан и другие известные люди. И у всех этих людей была тяжелая судьба, многие трагически погибли. Не исключено, что замок, проклятый баронессой, обладает отрицательной энергетикой. влияние которой сказывается на его посетителях.
Теперь санаторий находится в ведении Управления делами Администрации Президента РФ. Такой вот получился рыцарский роман, о героях которого точно сказал Самуил Маршак: «В тиши барвихинского леса, По тропам, ходят вкривь и вкось, Афганистанская принцесса, Поль Робсон и рогатый лось.
История верной любви
Эта история началась в Москве. Место действия — кузнецкий Мост. Речь пойдет о любовнице известного мецената Саввы Морозова француженке Жужу. Она работала манекенщицей в одном из домов мод и однажды, проезжая по улице, услышала, как мальчишка-газетчик выкрикивает: «Савва Морозов покончил с собой в Ницце!» Жужу выскочила из экипажа, чтобы купить газету, и была сбита несущейся навстречу каретой. Девушку отвезли в больницу, но несмотря на усилия врачей спасти ее не удалось. После захода солнца в подворотне на Кузнецком Мосту был найден труп мальчика-газетчика, задушенного женским чулком. Как удалось установить, чулок принадлежал француженке, которая вот уже несколько часов лежала в морге.Второй чулок был обнаружен в тот же вечер в спальне погибшего Саввы Морозова в Успенском, куда Жужу часто приезжала к своему возлюбленному. Говорят, полупрозрачный силуэт высокой девушки в белом до сих пор иногда появляется весенними и летними ночами: причем как на Кузнецком Мосту, таки в Успенском…
Легенды Спасской церкви
Немногие даже в Одинцовском районе знают, что в селе Усово, невдалеке от Рублево-Успенского шоссе и президентской резиденции Ново-Огарево, находится один из интереснейших памятников истории и архитектуры начала XIX века — Спасская церковь. Сегодня, конечно, она не в том благолепии, что была два столетия назад. Перестроенная под дачу в 1930-х годах, церковь постепенно ветшала, но все же сохранилась до сих пор, донеся до нас историю Усова и жизни одного из своих настоятелей, прослужившего здесь более пятидесяти лет, — К.Г. Махаева.Махаев был назначен священником Спасской церкви села Усово викарием Московским Леонидом 2 сентября 1873 года. В 1882 году Усово, сменив много хозяев, в том числе и императрицу Марию Александровну, переходит в собственность Великого князя Сергея Александровича, генерал-губернатора Москвы, чью жену Елизавету Федоровну называли ангелом-хранителем Первопрестольной. Приняв впоследствии мученическую кончину, она была причислена к лику святых Русской Православной Церкви. В соседнем с Усовом селе Ильинском в церкви Илии Пророка хранятся две иконы с частицами ее святых мощей. Говорят, что и в наши дни тот, кто прикоснется к мощам, обретет частичку той мудрости и кротости, которые были свойственны Великой княгине. А еще эти мощи помогают бесплодным женщинам — как известно, княгиня всю жизнь сама страдала оттого, что ее муж, как сказали бы сейчас, имел нетрадиционную ориентацию, и у них в семье не было детишек.
Но вернемся к священнику Махаеву. С 1873 года он был законоучителем в усовской церковноприходской школе, а также преподавал закон божий в земской школе села Лайково. Прихожане в знак любви и признательности преподнесли своему батюшке золотой крест.
После революции в усовской усадьбе организовали дом отдыха. И хотя повсюду уже начиналось притеснение духовенства, отдыхавшие в Усове «товарищи» уважали отца Константина за мудрость и честность. По преданию, местные власти даже обещали покровительство ему и храму до самой его смерти. Предание оказалось верным буквально: после смерти священника в 1932 году церковь закрыли. В 1940 году снесли колокольню и верхний купол. Убрали из ограды и надгробный памятник с могилы батюшки.
К.Г. Махаев имел пятерых сыновей. Все они получили духовное образование. И все впоследствии погибли — кто в сталинских лагерях, кто пропал без вести.
Среди старожилов Усова бытует поверье, что церковь вновь обретет свое благолепие и красоту, если в ней будет проводить службу только прямой потомок батюшки Константина.
© «Тайны ХХ века» № 15