Кунсткамера — первый и, возможно, самый необычный музей в России. Учрежден он был более 300 лет назад, 31 января 1714 года, и сегодня носит имя Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской Академии наук. С ним и его удивительными экспонатами, многие из которых уникальны, связано немало загадочных и даже мистических историй.
С чего началась Кунсткамера в Санкт-Петербурге
В основу коллекции «кунштов» (редкостей) легла экспозиция по анатомии и эмбриологии, выкупленная некогда Петром I у голландского профессора-бальзамировщика Фредерика Рюйша. Она представляла собой емкости с заспиртованными образцами биологических и анатомических отклонений.В частности, это были эмбрионы и младенцы, появившиеся на свет с различными патологиями. Также царь обещал денежное вознаграждение тем, кто сможет принести интересные экспонаты для коллекции.
Первоначально экспозиция была выставлена в Зеленом кабинете Летнего сада, куда Петр перевез экспонаты из Аптекарской канцелярии в Москве. В 1718 году коллекция переехала в Кикины палаты на Васильевском острове. Прежний владелец их, вельможа Александр Кикин, был казнен за причастность к делу опального цесаревича Алексея.
Кстати, не случайно для расположения «кабинета редкостей» был избран именно Васильевский. Легенда гласит, что именно там на глаза Петру попалась аномальная сосна. Одна из ее веток вросла в ствол, образуя петлю наподобие ручки от кружки. Ветку вместе с куском ствола аккуратно отпилили, и она тоже стала одним из экспонатов Кунсткамеры. Карлики в Кунсткамере
Как-то Петр привез из Франции великана Николя Буржуа. Рост Буржуа составлял 226,7 сантиметра. Какое-то время Николя служил при царе в должности гайдука. После того как в 1724 году он скончался от апоплексического удара, его скелет и сердце передали в Кунсткамеру.
Встречались среди экспонатов и живые люди. 16 лет при Кунсткамере прожил карлик Федор Игнатьев. Его рост составлял 126 сантиметров, но самое главное — на правой руке Федора и на ногах было всего по два пальца, из-за чего конечности напоминали клешни. Петр любил лично здороваться с карликом за руку…
Около полувека в подвале Кунсткамеры хранились в больших стеклянных сосудах со спиртовым раствором две человеческие головы — мужская и женская. По одной из версий, мужская принадлежала бывшему возлюбленному Екатерины I Виллиму Монсу, а женская — бывшей любовнице Петра I, англичанке Марии Гамильтон.
Казнив любовника жены, Петр якобы заставил ее смотреть на его голову, насаженную на шест… Что же касается леди Гамильтон, то она была камер-фрейлиной при Екатерине. Кроме Петра, у нее были шашни с его денщиком Иваном Орловым. Трижды Мария беременела от Орлова. Дважды ей удавалось избавиться от плода, а на третий не получилось, и она убила новорожденного младенца, а тельце велела захоронить привратнику… Однако все вскрылось.
К тому же, при обысках у Гамильтон обнаружили ценности, украденные ею у императрицы. 14 марта 1719 года Марию Гамильтон казнили на Троицкой площади, отрубив ей голову.
Голова Монса вроде бы до сих пор находится в запасниках Кунсткамеры. А вот голова Гамильтон загадочным образом исчезла. При этом весь спирт из пробирки оказался выпит… Правда, есть версия, что пропавшая голова принадлежала вовсе не Марии, а 15-летнему подростку. Пожар в помещении Кунсткамеры
Кунсткамера размещалась в Кикиных палатах вплоть до 1728 года. Новое, отдельное здание для нее выстроили лишь к 1734 году, когда Петра I уже не было в живых.
5 декабря 1747 года в помещении Кунсткамеры случился пожар. Причиной вроде бы стало неисправное отопительное оборудование. Полностью сгорела деревянная башня у западного крыла галереи, в котором располагалась обсерватория. Так, от знаменитого Готторпского глобуса сохранились только дверца и металлический остов. Было также уничтожено несколько шкафов с этнографическими коллекциями.
Опасаясь, что огонь перекинется на все здание, служители выбросили часть документов, книг и экспонатов на улицу, и их растащили прохожие. Оставшиеся экспонаты перевезли в находившиеся неподалеку дома Демидова и Строганова. Лишь в конце 1766 года здание удалось отремонтировать и экспозиция вернулась на свое законное место. А башня была восстановлена заново только через 200 лет с момента пожара.
С пожаром в Кунсткамере связана одна таинственная легенда. Дело в том, что у скелета великана Буржуа пропала голова. Ему «приставили» новую, однако люди стали поговаривать, что теперь скелет ночами ходит по музейным залам и ищет потерянный череп…
© Ирина Шлионская
Адрес
Университетская набережная, 3, Санкт-Петербург, 199034