В районе нынешнего ЦПКиО имени Горького на территории в 65,5 гектар возникла в декабре 1922 года колоссальная для того времени стройплощадка – в столице началось сооружение Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки. Выставка рассматривалась как важное государственное дело. Первоначально выставку планировали провести в 1922 году, но помешали сильнейшая засуха, охватившая районы Поволжья, Украины, Крыма и Северного Кавказа, а также неурожай 1921 года и недостаток финансовых средств. Был объявлен лишь конкурс на проект общего плана сельскохозяйственной выставки.
В отделе домоводства и быта были возведены жилища народов России: ненецкие чумы, якутские юрты, кавказские сакли, крытые соломой хаты Украины. В разделе «Деревня» было выстроено десять крестьянских дворов в натуральную величину, представлявших разные районы страны. Они делились на три типа: современная деревня (улучшенные дворы-хозяйства), новая деревня и общественные здания. Огромное внимание на Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке уделялось развивающейся промышленности страны. Широко демонстрировались сельскохозяйственные машины, в том числе, первые советские тракторы.
Значительное место на выставке отводилось демонстрации первых успехов в претворении в жизнь плана электрофикации страны. На территории выставки было сооружено несколько небольших электрических станций – стационарных и передвижных. Здесь же установили огромную тридцатиметровую башню, на которой работала ветряная электростанция. Кустарные ремесла тоже не были забыты. Всего кустарный отдел представил тридцать три тысячи разнообразных изделий: кружева, крестьянские холсты, вятская игрушка, мебель, ковры, инструменты, корзинки, поделки из дерева и кости и многое другое.
Сегодня о первой выставке страны Советов на территории ЦПКиО напоминает лишь один павильон – павильон Машиностроение, построенный по проекту Жолтовского. Вот, что писал о его сооружении главный архитектор выставки Щусев в статье «Строительство выставки»: «Одной из тяжелых задач постройки был обширный (3500 кубических саженей) железобетонный павильон Машиностроения (проект Жолтовского, произведение работ Н.В. Андреев). Стоящий на болоте с низким уровнем почвенных вод, он был сооружен в полуторамесячный срок. Интересным по архитектуре, величественным по пропорциям вышел двор с прекрасной росписью Нивинского и Экстер».
Такое внимание к павильону «Машиностроение» было неслучайным. На Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке планировалось показать успехи промышленности Советской России, продемонстрировать новое сельхозоборудование. 19 августа 1923 года в день открытия выставки посетители увидели первые советские тракторы, произведшие настоящий фурор. Новинками сельхозтехники тогда являлись также молотилки и плуги, зерноочистительные и сортировальные машины. Все это было представлено в шести частях нового павильона. Механизация сельского хозяйства была одной из первоочередных задач Советской власти.
Неудивительно, что выставка пользовалась огромным успехом у посетителей. Сохранился отчет Главного выставочного комитета. Он свидетельствует: за два месяца работы выставку посетил 1 миллион 375 тысяч 890 человек. Только организованных экскурсантов из других городов приехало в Москву свыше 660 тысяч человек. Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставка 1923 года получила широкую известность и в Советской России, и за рубежом (благодаря произведениям искусства в стиле русский авангард: плакатам, живописи, графике). Первые почтовые марки Советского Союза были посвящены открытию этой выставки.
После завершения выставки сооружение архитектора Жолтовского («Машиностроение») продолжало использоваться, как выставочный павильон. Например, в 1925 году на территории современного ЦПКиО проводилась крупная автомобильная выставка. Ее экспонатами стали более сотни автомобилей тридцати двух марок – легковых, грузовых, автобусов, пожарных, а также мотоциклов. Значительную часть этих машин организаторы взяли из автомобилей, заявленных иностранными заводами на Всесоюзный испытательный пробег 1925 года, который состоялся для определения лучших автомобилей для российских условий.
К иностранным автомобилям прибавился десяток машин советских заводов АМО (ныне – ЗИЛ) и БТАЗ № 2. Таким образом, выставка, проходившая осенью 1925 года, являлась международной и была довольно представительной. В ее корпусах, в том числе в павильоне Жолтовского, за которым к тому времени закрепилось «народное» название «Шестигранник», стояли машины ста марок. На стендах были представлены автомобили, марки которых и сегодня фигурируют на российском рынке: Citroen, FIAT, Mercedes-Benz, Tatra. «Гвоздем» выставки стали две машины Mercedes новейшей модели «24/100/140», снабженные компрессорами.
Позже здесь проходили и другие выставки самых разных отраслей. Кроме того, здесь выставлялись работы советских художников и скульпторов. Так, например, 9 июня 1929 года открылась и с успехом проходила выставка картин и скульптуры Общества московских художников (ОМХ). Тогда же во внутреннем дворике вокруг фонтана были выставлены столики, и это место моментально стало одним из популярнейших в Москве ресторанов. После войны часть помещений отошло к хозяйственным службам парка, но при этом так же продолжал функционировать ресторан. Затем были какие-то складские помещения и хранилища садово-паркового инвентаря.
Старожилы еще помнят, как здесь располагалась несуразная парковка сатураторных тележек и тележек для продавцов мороженого, как здесь размещались холодильники для временного складирования привезенного с хладокомбинатов мороженого. Был там и заводик по производству лимонада и неплохая столовая для работников ЦПКиО имени Горького с очень низкими ценами. В конце 1970-х – середине 1980-х годов здание несколько раз горело и с тех пор никак не функционирует и стоит вечно закрытым. Еще двадцать лет назад, в далеком уже 1995 году, столичные власти распорядились реконструировать «Шестигранник».
После большого ремонта павильон Жолтовского должен был превратиться в культурно-торговый центр. В одной части павильона предполагалось устраивать различные популярные массовые мероприятия (концерты, дискотеки, тематические вечера и т.п.), а в другой – открыть магазинчики, уютные ресторанчики и кафе. Обновленный павильон «Шестигранник» должен был открыться для посетителей еще в 2002 году, однако взявшаяся за дело фирма свои обязательства так и не выполнила. В настоящее время старейший выставочный павильон Москвы планируют приспособить под современные парковые нужды.
© Татьяна Воронцова