Москву недаром называют вторым Вавилоном, ежедневно миллионы жителей и гостей столицы России создают жизнь огромного мегаполиса. Кто-то спешит на работу, кто-то, просто наслаждается прогулками по удивительно красивому, шумному и непредсказуемому городу. Но почти каждый знает или слышал о той группе жителей Москвы, который считают себя коренными жителями российской столицы.
Археологи утверждают, что ошибочно считать возраст Москвы восемью сотнями лет – ей, вероятнее всего, в три раза больше лет. И первыми ее жителями были финно-угорские племена, относящиеся к дьяковской культуре. Именно эти племена построили и заселили 40 селищ и городищ на территории будущей столицы России. Особую известность приобрели: городище Дьяково (размещалось на месте сегодняшнего заповедника «Коломенское»), городища на Воробьевых горах и кремлевском Боровицком холме. Поселения «древних москвичей» также размещались в районах Филей, Химок, Люберц, Кунцево, Тушино, Сетуни, Нижних Котлов. И это перечень только найденных и исследованных городищ, возникших, практически, одновременно, поэтому и объединенных под единым названием – дьяковской культуры (поселение Дьяково было найдено первым).
Постепенно поселения распространялись на все большее территориальное пространство, заселив все Волго-Окское междуречье. «Дьковцы» построили более 500 поселений. Напомним, что коренными жителями этих поселений были финно-угры. Отсюда и более древняя, чем славянская, материальная культура дьяковцев. Считается, что название Москва пошло от мерянского: «моска» — конопля, а окончание слова «ва» означало тогда слово – «вода». Интересно, что в своих верховьях Москва-река называется Коноплянкой. Привычные для сегодня московские названия: Кукуй, Коломенское, речка Сара (один из притоков Москвы-реки) содержат финно-угорскую основу.
Во все времена люди селились вблизи рек – только там они могли найти себе пропитание. Во время, когда первые племена пришли на территорию будущей Москвы, там была тайга — это не такие леса с березками и полянками какими мы привыкли их видеть. Первых «москвичей» было немного – около тысячи человек. Они стали жить по обеим сторонам Москвы-реки. Поселения располагались через каждые 5-6 км. Окружали их дома густые леса, болота, овраги и долины других рек. Основными деревьями были дуб, ясень, ель. Сосновые боры, занимали самые солнечные поляны. Поселенцы кормили свои семьи, занимаясь охотой и рыболовством, а также земледелием. Жители старались охотиться в постоянных местах, так называемых «бобровых гонах». Считается, что эти охотничьи участки находились в районе реки Сетунь, Чертаново и Раменок. Переселенцы организовали промысел разумно: зверя не выбивали без счета, охотничьи ресурсы старались сохранить.
Вначале, временные поселенцы жили в строениях типа шалашей или вигвамов. Археологи назвали их стоянками. Но шло время, люди решительно осваивались на территории. То, что это было очень трудно, говорит тот факт, что хотя детей рождалось много, выживали далеко не все. Да и срок жизни основного населения был невелик: виной тому холод, голод, межплеменные стычки.
Поселенцы владели знаниями, позволяющими создавать удивительные по своей красоте ювелирные изделия. Знаменитые подвески из бронзы в виде утиных лапок, создающие мелодичный звон, тоже изделия поселенцев. Среди найденных археологами украшений также красивые подвески и нашивки-бантики, изготовленных древними мастерами-москвичами. Специалисты, занимающиеся раскопками древних московских городищ, поразились количеству необычных находок. Среди них, так называемые плакеты – это пластины из глины с нанесенными на них точечными узорами. Не исключено, что они выполняли функцию первых книг поселенцев, или таким образом передавались знания и информация. Среди находок были шарики, усеянные мелкими точками, и глиняные маленькие конусы, покрытые орнаментом,– до сих пор их назначение не разгадано.
Шло время, дьяковцы стали строить дома. Эти строения были очень длинными – около 15 метров и жили там сразу несколько семей. Внутри комнат находились открытые очаги с деревянными либо глиняными бортиками. Земляной пол покрывали циновками, сплетенными из травы. Поселение состояло не только из жилых домов, его окружали пашни, в хозяйственных постройках работали кузнецы и металлурги, а также ювелиры. Земледельцы выращивали на полях ячмень, лен, просо и пшеницу. Основным орудием земледельца была мотыга. Дьяковцы, вероятнее всего, были солнцепоклонниками, поскольку ювелирные изделия и утварь были украшены солярными знаками. Поселенцы активно устанавливали торговые связи с соседями. Так в раскопках часто находят предметы скифского производства: стеклянные бусы, предметы конской упряжи, стрелы, пряжки и, конечно, красивейшие ювелирные изделия. При раскопках Троицкого городища была найдена римская фибула с надписью «avcissa», изготовленная в I веке н.э. В свою очередь, дьяковские вещи находят на территории 300-500 км вокруг поселений.
Но недолго только финно-угорские племена заселяли территорию будущей Москвы. В I тысячелетии здесь появились балтоязычные народы (современные латыши и литовцы). С запада сюда пришли племена вятичей и кривичей, привнеся свою культуру. К VI-VII векам славянские племена стали такими же государствообразующими жителями этого региона, как и финно-угры. Постепенно поселения превратились в городища, пришлые люди стали заниматься не только земледелием, но и скотоводством.
С приходом славян новое развитие получило пашенное земледелие и огородничество. На огородах жители выращивали овощи: лук, репу, морковь, капусту, редьку, а также ягоды: крыжовник, смородину. Рядом с домами разбивались сады: яблони, вишни. Разводился домашний скот: коровы, лошади, свиньи, овцы, козы и домашняя птица. Древние москвичи обеспечивали себя продовольствием, одеждой, обувью, посудой и т.д. Именно тогда Москва приобрела многие черты, присущие сегодняшней столице государства. Каждое из городищ укрепили валами и рвами, окружили деревянными укреплениями в виде стен и частокола. И эти предосторожности не были напрасными. Вероятнее всего, жителям городищ не раз приходилось отражать набеги врагов. При раскопках Дьякова городища стало ясно, что оборонительные конструкции неоднократно горели и восстанавливались. Интересный факт, много столетий спустя, именно на местах древних поселений первых москвичей, возникли самые известные монастыри: Спасо-Андроников, Николо-Перервинский и Свято-Данилов.
Москву знали все жители Древней Руси. Так обращение Юрия Долгорукого в 1147 году к князю Святославу Ольговичу в Москву: «Приди ко мне, брате, в Москов» не требовало уточнения. Именно с этого года, упомянутого в летописи, отсчитывается возраст столицы. Безусловно, предыстория Москвы насчитывает около 5 тысячи лет. Сменялись культуры, приходили новые народы, но места поселений оставались без изменений, так как выбраны они были правильно и удобны для жизни людей.
То, что первыми москвичами были выходцы из многочисленных племен, говорит о многонациональном составе древних городищ. До сих пор сохранилась эта уникальная конкурентная среда Москвы. В столице не прекращается невидимая война между приезжими и москвичами — это будет борьба за богатство, славу, место под солнцем. Удивительно, но факт, москвичи всегда проигрывали в этой необъявленной войне. Как показывает история, желание москвичей демонстрировать перед приезжими свое преимущественное право на жизнь в мегаполисе, ошибочно. Сами коренные москвичи являются такими же пришельцами на московскую землю, как и те, кто всеми силами старается найти свое место, приезжая в Москву сегодня. Не исключено, что именно активность и напористость в достижении целей приезжих, являются тем катализатором, который держит столицу России в постоянном тонусе. И приезжие достойны уважения только потому, что они рискнули начать новую жизнь в сложных условиях мегаполиса. Москва не обманывает их надежд – каждый приезжий может многому научиться, приобрести неоценимые навыки, которые будут служить им всю жизнь. А ведь все начиналось с прихода на московскую землю финно-угорских племен.