Якутия — самый большой регион России, по площади сравнимый с целой Индией. Транспортное сообщение здесь играет важнейшую роль, но сильно затруднено суровым климатом, большими расстояниями и трудным ландшафтом. Железнодорожные магистрали обеспечивают круглогодичное сообщение в любых погодных условиях и обходятся дешевле перевозок на автомобильном транспорте. Сегодня мы расскажем о магистрали Беркакит–Томмот–Якутск, которая связывает столицу республики с южными районами.
История строительства
Якутия долгое время оставалась в стороне от важнейших транспортных коридоров страны. С конца 1970-х годов железная дорога протянулась до угольных месторождений в Нерюнгринском районе. Строительство дороги Беркакит–Томмот–Якутск началось в 1985 году и продолжалось более двух десятков лет. С 1995 года строительством магистрали занималось ОАО «Акционерная компания «Железные дороги Якутии»», которую учредили РЖД и правительство Республики Саха (Якутия). Сейчас компания занимается перевозками на участке от станции Нижний Бестях до станции Нерюнгри-Пассажирская протяжённостью 799 км.Станция Нижний Бестях
Нижний Бестях — станция в 30 км от Якутска, столицы республики. Столица республики стоит на левом берегу реки Лена, а конечная станция магистрали — на правом. Пассажирские поезда до Нижнего Бестяха пустили в 2019 году, что связало центр Якутии с Транссибом и железнодорожной системой России. Помимо пассажирского сообщения, станция выполняет и грузовую функцию — это важнейший пункт для «северного завоза».Станция Томмот
Железная дорога пришла в город Томмот в 1997 году. Сначала участок использовался только для грузового сообщения, с 2004 года — и для пассажирского. Купола здания вокзала Томмот повторяют форму урасы — древнего летнего жилища якутов. В шалашах такой формы жили только жарким летом, так как берестяная кровля делала внутренние помещения прохладными.Станция Алдан
Вокзал станции Алдан в одноимённом городе, основанном в 1920-х годах рядом с золотым месторождением. Первый грузовой поезд прибыл на станцию Алдан 19 декабря 1995 года, а первый пассажирский — 27 июля 2019 года. Сейчас в Алдане находится главный офис ОАО «АК «Железные дороги Якутии»». Локомотивное депо станции Алдан образовано в 2003 году для обслуживания локомотивов, курсирующих по магистрали.Станция Нерюнгри-Грузовая
Станция Нерюнгри-Грузовая — крупнейший грузовой узел юга Якутии. Она задействована в транспортировке угля Южно-Якутского угольного бассейна. Станция лежит в черте города Нерюнгри, на расстоянии примерно 5 километров от его центра. Движение по мосту через реку Чульман рядом с одноимённым посёлком открыто в 1987 году. Чульман — центр добычи угля и золота.Эксплуатация и особенности
На магистрали используются тепловозы, так как ветка пока не электрифицирована. Ветка Трегера, электрифицированная в 1920-х годах, имеет жезловую систему, которая позволяет обеспечить безопасность движения на однопутном участке. Протяжённость однопутного участка Томмот — Нерюнгри-Пассажирская — 364 километра.Перевозка пассажиров и грузов
Пассажирский поезд отправляется со станции Нижний Бестях через день, а на участке Томмот — Нерюнгри-Пассажирская курсирует ежедневно. В прошлом году «Железные дороги Якутии» перевезли более 90 тысяч пассажиров — это почти десятая часть населения республики. Пассажиропоток растёт с 2017 года.Железнодорожный мост через реку Чульман недалеко от станции Нерюнгри–Грузовая. Локомотивы и вагоны выкрашены в цвета флага Республики Саха (Якутия) — голубой, белый, красный и зелёный. Железнодорожные магистрали Якутии — один из крупнейших работодателей республики. В компании работают около 1000 человек.
Климатические особенности
В этих местах зимой может быть до –50°С, летом — до +38°С. Железнодорожные магистрали обеспечивают круглогодичное сообщение в любых погодных условиях. Это особенно важно для перевозки грузов, таких как угля и золота, сюда и из северных районов республики.Значение для экономики
Железнодорожные магистрали играют важнейшую роль в экономике Якутии. Они обеспечивают транспортировку ресурсов, таких как угля и золота, с южных районов в северные. Также железные дороги обеспечивают круглогодичное сообщение между столицей республики и её регионами. Это позволяет людям и грузам быстро перемещаться по всему Якутии, несмотря на суровый климат и большие расстояния.Железнодорожные магистрали Якутии — это важная часть инфраструктуры страны, обеспечивающая круглогодичное сообщение и перевозку ресурсов. Страна продолжает развивать эту сеть, чтобы обеспечить комфортное и безопасное перемещение людей и грузов по всему Якутии.
© Слава Степанова