Победитель конкурса журнала «National Geographic Россия» 2004 года. Финалист международных конкурсов «Фотограф дикой природы «Золотая черепаха»: 2008–2009 гг. в номинации «Искусство природы», 2009–2010 гг. в номинации «Пейзаж». Золотая медаль в международном конкурсе FIAP Trierenberg Super Circuit, 2011 г., Австрия, в особой теме «Ночное изображение». Победитель в национальном конкурсе «Русский пейзаж» в категории «Человек и пейзаж», второе место в категории «Классический пейзаж», Обладатель Почетной грамоты Законодательного собрания Красноярского края за освещение восхождения красноярских альпинистов на вершину хребта Кодар, посвященного 70-летию Красноярского края, — всё это о Михаиле Вершинине, человеке, отрывающего Россию.
— Увлечение фотографией началось с четвертого класса, после того, как отец на день рождения подарил мне фотоаппарат «Смена-6». Фотографов в нашем селе не было, никто не мог объяснить мне, как фотографировать. После поступления в аграрный институт я стал посещать фотостудию. Одновременно увлекся скалолазанием и альпинизмом. Посетив всего три занятия фотодела, мне пришлось выбрать спорт, поскольку занятия совпадали по времени.
Конечно, во время занятий спортом, с собой у меня всегда был фотоаппарат, а иногда и два. Одним снимал на слайд, другим — на черно-белую пленку.
— Михаил, скажите, почему вы выбрали для себя именно пейзажное направление?
— Думаю, нереализованное желание снимать и общение с природой сыграли, в конце концов, свою роль. Чуть больше десяти лет назад я основательно «заболел» пейзажной фотографией.
Пейзаж — это ведь не только конечный результат хорошего уникального снимка, которым можно любоваться, где можно увидеть действие природы. Пейзаж создает настроение. За снимком стоят мои чувства в данный момент, понимание того, что мне удалось увидеть и зафиксировать. Для того чтобы найти интересный кадр, я очень много времени провожу на природе, изучаю формы местности, иногда просто созерцаю, наблюдаю за особенностями происходящих явлений, характерных именно для этой местности или времени года. Во время путешествий происходят встречи с интересными людьми. Встречаю единомышленников, появляются новые друзья. Получаю настоящее физическое наслаждение от работы, от того, что мои снимки увидят люди. Это незабываемые впечатления, эмоции, обмен живой информацией. Это целый процесс, который также дает мне удовлетворение. Это движение вперед, такая своеобразная религия, в которой я нахожу смысл жизни. Как на отвесном скальном маршруте нельзя долго стоять на одном месте, нужно искать, думать и находить единственно правильный вариант хода, иначе силы покинут тебя раньше, чем ты его пройдешь, так и во время съемки: если интересен сюжет и время света ограничено, я всегда стараюсь менять точку съемки, ищу оптимальный ракурс.
Конечно, все это требует колоссальных временных затрат. Но я определился, могу посвятить избранной теме сколько угодно времени, пока не пойму, что интересующий меня объект изучен, и сделал всё, что мог на данном моем фотографическом уровне, отснял материал. Это не значит, что я туда больше не вернусь. Ведь со временем появляется другой взгляд, меняюсь я, обновляется техника съемки.
В общем, постоянное движение вперед, но в тоже время спешить нужно медленно, вдумчиво.
— Как вы выбираете объекты для съемки?
— Объект съемки и выбирать не надо, все рядом. Так распорядилась судьба, что я живу в таком прекрасном месте, как Сибирь.
Здесь ведь собраны все ландшафты и географические зоны от Арктики до пустыни. Рядом Байкал, Горный Алтай, Саяны, Хакасия, Тува, Енисей. Красноярский край — красивейшее место России: здесь Ергаки, труднодоступное и малоизученное плато Путорана, рядом с городом заповедник «Красноярские Столбы». Конечно, для того, чтобы произошло понимание этого, нужно сравнить Сибирь с другими местами. Занятие скалолазанием и альпинизмом мне позволило много путешествовать не только у нас в стране, но и побывать в Европе, Англии, Америке. Все познается в сравнении. Я не хочу сказать, что там лучше или хуже. Сибирь у нас одна, здесь всё свое, особенное, неповторимое, уникальное и родное.
— Как проходит подготовка к экспедиции?
— Подготовка к экспедиции или путешествиям происходит по-разному. Все зависит от выбранного объекта съемки, продолжительности работы, особенностей ландшафта и времени года. Если съемка проходит в суровых климатических условиях, приходится несколько месяцев искать и приобретать, либо делать специальный заказ на изготовление снаряжения. Учитываю каждую мелочь, например, специальный пуховый чехол, отдельный выносной блок питания для фотоаппарата, либо обувь, рассчитанную на 50-градусный мороз. Все зависит от поставленной задачи.
— Вы путешествуете один или с командой?
— Путешествую, как правило, в одиночку. Во-первых, сложно найти группу или напарника, кто бы располагал большим временем. И, как показала практика, когда я один на один с природой, результат получается лучше. Наверное, потому что я могу сконцентрировать свое внимание во время съемки, углубленно погрузиться в природу. Это не относится к мастер-классам, которые я провожу в Ергаках. Здесь мне знакома каждая тропа, каждый камень. Очень хорошо знаю и могу с большей долей вероятности предсказать погодные условия, будет дождь либо туман, вьюга либо морозный день, когда может быть зимняя радуга. Во время таких процессов, я показываю участникам, как я работаю на практике, учу и делюсь опытом. Здесь очень редко могу найти что-то новое для себя, случается, что и мне приходится перенимать что-то от учеников.
— С какими трудностями вам приходится сталкиваться в своей работе?
— Обычно все трудности просчитываю. Когда путешествие проходит в одиночестве, очень остро стоит вопрос обеспечения собственной безопасности. Приходится надеяться только на себя, следить за каждым своим шагом и не допускать каких-либо оплошностей. В горной местности ответственность за свою жизнь увеличивается многократно. Понимаю, что если что-то случится, помощь в срок может и не успеть. Конечно, делаю все возможное, назначаю контрольные сроки возвращения, оставляю подробный маршрут движения. Было бы психологически легче, имей я спутниковый телефон. Но пока не могу себе этого позволить, хотя с новыми проектами это будет необходимо.
— Расскажите о самой запомнившейся для вас экспедиции?
— Многие фотоэкспедиции я помню в деталях. Особо запомнилось весеннее путешествие на Байкал. Мне удалось наблюдать, как море освобождается ото льда. В это время я находился на мысе Хобой, самой северной точке острова Ольхон. Лёд сошёл за 2-3 дня, но мне не удавалось снять ледоход. Я видел, как ветер несет лед сплошным потоком по морю, но на снимке не видно движения, не было динамики. В предпоследний день моего пребывания, когда остались буквально остатки льда, Байкал мне сделал подарок! Я был на мысе, ветер сдувал оставшийся лед в заливы, которые находились справа и слева от мыса. Ветер дул такой силы, что лед выдавливало из заливов, мыс был препятствием и не давал обогнуть его ни с одной, ни с другой стороны. И вот две гирлянды хрустального льда, встречаясь друг с другом, образуя дорожку, начали двигаться против ветра к противоположному берегу, до которого около 50 километров. Только тогда мне удалось передать движение уходящего льда!
— Есть ли у вас любимые места?
— Любимые места — это, конечно, природный парк Ергаки, заповедник «Красноярские Столбы», Саяны, Бакал, Горный Алтай, Хакасия. Но считаю, чтобы двигаться вперед, необходимо практиковаться — снимать рельефы и местности, совсем не похожие на наши сибирские. После этого начинаешь делать акценты, обращать внимание на детали и формы, которых раньше не замечал.
— Часто ли вы организуете выездные мастер-классы?
— Мастер-классы провожу в природном парке Ергаки по мере комплектации групп участников. Группы небольшие, как правило, это четыре-пять человек. Такое количество диктуют условия безопасности. В этом случае я могу больше внимания уделить каждому из участников.
— Много ли у вас постоянных учеников?
— Постоянных учеников не так много, но они есть. К количеству не стремлюсь, но, как показала практика, после мастер-классов мы продолжаем общаться, обсуждаем работы, делимся творческими планами. Если я задумываю какое-либо новое путешествие, ученики поддерживают меня своим участием.
— Как много времени у вас уходит на то, чтобы получить желаемый снимок?
— Иногда можно снять снимок сразу, тут есть доля везения и наработанный опыт. К примеру, на Алтае, чтобы снять гору Белуху при уникальном свете и состоянии, понадобилось три дня ожидания на перевале Каратюрек (высота 3200 метров над уровнем моря). На выполнение задачи ушло почти две недели: нужно было увидеть композицию, затем организовать процесс съёмки. Чтобы сделать интересные снимки, порой уходят годы. Бывает, уже знаешь место съемки и просто приходишь на него. Это разные снимки по свету, цвету, состоянию и, конечно, настроению. Выбираешь лучшие. Есть кадры, снятые с одной и той же точки с разницей в 9 минут, и они значительно отличаются по всем этим параметрам.
— Что нужно знать и уметь, чтобы получать такие фотографии?
— Чтобы снимать пейзаж, нужно любить природу. Не обязательно ехать за тридевять земель, достаточно внимательно присмотреться вокруг, понаблюдать. Человек сам — часть природы. И тут очень важно почувствовать связь с ней, понять законы, попробовать жить по ее законам. К сожалению, современный ритм оторвал нас от нее. И, конечно, нужно большое желание снимать пейзаж. Пусть это будет мотивация сделать фотографию, которая будет находиться дома на стене, или в качестве подарка друзьям в виде картины, на заставке компьютера, публикации в известном журнале. Или снимка, которого нет у других.
— Вы обрабатываете полученные фотографии? Как сильно?
— Снимаю в формате RAW. При конвертации стараюсь передать то, что было на самом деле, обрабатываю по минимуму. Для меня гораздо важнее изначально дождаться неповторимости в природе, какого-то особого состояния, снять кадр, что имеет в моем представлении гораздо большую ценность, чем обработанный в Photoshop снимок. Скалолаз может пройти маршрут с использованием естественного рельефа, либо используя искусственные точки опоры, так и чрезмерная обработка — для меня она неприемлема.
— Какой техникой вы снимаете?
— Свой выбор остановил на фототехнике Canon. Выбор в пользу того или иного производителя, на мой взгляд, не имеет большого значения. Снимки делает фотограф, а фотоаппарат — только инструмент в его руках. Хочу отметить лишь небольшую разницу в преобладании того или иного цвета в зависимости от фирмы производителя.
— Михаил, как вы считаете, влияет ли выбор фотосистемы на результат?
— С точки зрения качества, конечно, я оставляю выбор за профессиональными камерами и фиксированными объективами. Очень важно знать возможности своей фототехники. Зная это, можно на месте съемки понять, насколько точно зафиксирует камера оттенки, полутона. Фотоаппарат является продолжением моих глаз.
— Ваше отношение к компактным беззеркальным камерам для пейзажной съемки?
— Пробовал снимать компактной беззеркальной камерой в качестве подготовки перед основной съемкой, но как-то не прижился этот опыт. Лишний инструмент оказался ни к чему. Знаю, и такими камерами вполне возможно делать хорошие снимки. Здесь все зависит от разрешения, и, в первую очередь, от оптики.
— Михаил, можно ли достойно зарабатывать фотографией в нашей стране?
— Фотографией в нашей стране, может быть, и можно достойно зарабатывать, но пейзажной — крайне сложно. Здесь очень много факторов — это и отсутствие на должном уровне визуальной культуры, отсюда и отношение к фотографии не как к искусству. Это и непонимание роли пейзажной фотографии в воспитательном и образовательном плане для сохранения природы. Ведь уникальная красота России — народное достояние, и на этом можно зарабатывать, в том числе и государству. Показывать красоту не только россиянам, но и всему миру. В этом случае должна быть государственная поддержка. Понимание того, что красота русской природы — наше богатство, и только тогда этот ресурс заработает. Больше внимания уделять заповедникам, природным паркам, научной работе в природоохранной зоне. Развивать туризм, в том числе экологический и аграрный, инфраструктуру, строить дороги, электроснабжение. Одновременно показывать и рассказывать об интереснейших местах России, в том числе и через пейзажную фотографию. Но пока этого понимания нет, отсюда и соответствующее отношение к пейзажной фотографии, да и её уровень оставляет желать лучшего.
Не хочу показаться героем, но скажу, что стараюсь не просто снимать отдельно красивые картинки, а делаю проекты. Например, природный парк Ергаки снимаю на протяжение девяти лет, провел там один год и три месяца съемочных дней! Выпустил авторский фотоальбом «Природный парк Ергаки — жемчужина Сибири». Более двух лет я обивал пороги правительства Красноярского края, прося помощи для издания — в ответ слышал только обещания. Благодаря поддержке приятеля Александра Ведерникова я смог издать этот фотоальбом. В результате все затраты легли на мои плечи. Об этом я нисколько не жалею, от многих обладателей фотоальбома слышу хорошие отзывы и слова благодарности — это дорогого стоит. Проект оказался экономически выгодным, вернулись затраты на издание, издержки во время съемок в Ергаках. Хотя по времени проект оказался продолжительным, до недавнего времени мне пришлось испытывать финансовые трудности. В прошлом году снова самостоятельно издал авторский фотоальбом «Красноярские Столбы». Уже после выпуска нашел поддержку администрации государственного заповедника «Столбы» и правительства Красноярского края, Министерства туризма и молодежной политики в виде приобретения небольшого тиража. Пользуясь случаем, хочу особо поблагодарить администрацию заповедника «Столбы» за помощь в организации съемок, за разрешение аэросъемки. В альбом вошли фотографии, которые снимались на протяжении десяти лет. Я получил удовлетворение от проделанной работы и конечного результата — прекрасного фотоальбома наших «Красноярских Столбов».
— Какие у вас планы на будущее? Где еще хотелось бы побывать, что сфотографировать?
— Сейчас я приступил к новому проекту, ставлю задачу раскрыть красоту одного из красивейших мест на планете. Это плато Путорана, которое находится на территории Красноярского края. Недаром режиссер художественного фильма «Территория» по одноименному роману Олега Куваева — Александр Мельник, выбрал плато Путорана для съемок натурных эпизодов. Надеюсь, в ближайшее время увидим фильм на экранах. На плато невероятное количество красивейших водопадов, рек, озер. Здесь проходит миграция самой большой в мире популяции северного дикого оленя. Это место обитания толсторогого барана, многих птиц, рыб и животных, занесенных в Красную книгу. Задача непростая, поскольку плато — труднодоступное место, потребуются невероятные усилия и затраты, чтобы просто посещать его в разное время года. Не хочется растягивать проект на десятилетний срок. Очень надеюсь на поддержку Русского Географического Общества в лице президента Сергея Кужегетовича Шойгу.
Большое желание, навыки фотографа, опыт нахождения в горной местности позволят сделать эту работу, уверен, задача вполне выполнима. Начало уже положено, буквально в конце апреля я вернулся с плато Путорана. Удалось снять северное сияние и ледопады. А с 26 июня в течение двух недель группа фотографов под моим руководством вновь отправится на плато. Кроме этого, я готов провести там август и сентябрь.
Надеюсь на осуществление такого проекта, лишь бы хватило здоровья.
— Дайте несколько советов начинающему фотографу-пейзажисту, пожалуйста.
— Начинающим фотографам я бы советовал уверенности в своих силах, желания больше путешествовать, напитываясь красотой, находить коллег и общаться между собой, делясь опытом. Смотреть фотографии хороших пейзажей, участвовать в конкурсах, активно учиться фотоискусству, принимать новое, экспериментировать.
— И напоследок ваши пожелания всем нашим читателям.
— Хотел бы пожелать читателям снимать то, что нравится, формировать свой взгляд на окружающий мир. Фотография всего лишь отражение внутреннего мира фотографа с проекцией на увиденное. Пусть ни у кого не будет авторитетов, тогда появится индивидуальность и неповторимость Ваших работ.