Все, что остается от древних людей, их одежда, утварь, изготовленные из материи, войлока, кожи, дерева и т.д., как правило, со временем истлевает. Лишь в особых условиях вечной мерзлоты в курганах пазырыкской культуры Горного Алтая или жары и сухости в сакских курганах Восточного Туркестана сохраняются тела людей и лошадей, шелковая, шерстяная, войлочная, кожаная одежда, обувь, головные уборы, сбруя, ковры, деревянная посуда и многое другое.
Однако для хорошей сохранности находок важна не только подкурганная мерзлота или испепеляющая жара. При определенных условиях многие предметы сохраняются и без воздействия ярко выраженных климатических факторов.
Одна из таких находок была сделана археологами Катунского отряда Алтайской экспедиции Института археологии и этнографии Сибирского отделения Российской академии наук во время раскопок могильника Усть-Эдиган в Горном Алтае в 1989 г.
Раскопанный курган N 10 внешне мало чем отличался от десятков других курганов могильника. У него была сравнительно небольшая округлая насыпь из массивных речных валунов, сильно заросшая кустами караганы, мхом и травой. Обычно после проседания могильной ямы насыпи становятся плоскими, а у кургана N 10 насыпь сохранила свою первоначальную, полусферическую форму.
Под насыпью находилась прямоугольная могильная яма, забутованная речной галькой и мелким щебнем, ниже — перекрытие из массивных каменных плит и валунов. При расчистке перекрытия обратили внимание, что песок просыпается в щели между камнями куда-то вниз. Значит, ниже должна быть пустота! Когда плиты сняли, под ними оказался… такой же слой, положенный поперек могилы. Но вот расчищен и второй слой. Осторожно подняли несколько плит и валунов. По сторонам обнажились вертикально стоящие плиты каменного ящика, внутри которого действительно оказалась пустота. Осторожно сняв массивные плиты, вдоль его юго- западной стенки мы увидели погребенную. Ее тело лежало на дне могилы в позе, характерной для погребального обычая кочевников Горного Алтая первых веков нашей эры. Тело положено на спину, ноги согнуты в коленях, голова повернута лицом к противоположной стенке каменного ящика, правое плечо приподнято, рука согнута в локте. Вдоль стенки расставлены сосуды, в которых некогда находилась заупокойная пища.
Плотное перекрытие из камней предотвратило заполнение могилы землей и сохранило многое, что обычно не сохраняется — часть мягких тканей лица и тела умершей, часть одежды, украшения, посуда и т.п.
Конечно, многое из того, что найдено в этом захоронении, сохранилось далеко не в первозданном виде, но в первый момент показалось, что все выглядит нетленным, хотя со времени погребения прошло почти две тысячи лет.
Все, что обнаружено в кургане N 10, уникально. Эти находки позволяют наглядно представить внешний облик горноалтайских кочевников хуннского времени, покрой их одежды, форму головного убора, набор украшений и предметов туалета, состав бытовой утвари, некоторые этнографические детали кочевого быта.
Верхняя наплечная одежда женщины-кочевницы по общему контуру и составным элементам может быть отнесена к типичному одеянию номадов — распашному халату. Вероятнее всего у него не было наплечного шва, воротника и отворотов, он имел сплошной разрез спереди и запахивался справа налево. Вдоль бортов проходит дополнительно прошитая полоса. Верхняя часть халата облегала тело, образуя многочисленные складки. Рукава довольно длинные, без обшлагов. Они полностью закрывают кисти рук, подобно рукавам современного монгольского халата — дээл. Такие рукава заменяли женщинам-кочевницам рукавицы или прихватки. Подол достигает середины голени. Нижняя часть халата довольно плотно облегает тазобедренный пояс и сдвинутые вместе ноги женщины. Возможно, одеяние мумии было шире и длиннее и сохранилось не полностью. Халат сшит из темно-зеленого, побуревшего от времени шелка. В начале 1-го тысячелетия шелк изготавливался только в Китае и на Алтай был привезен. По форме эдиганский халат напоминает одежду хуннов.
На бедре женщины находился роговой гребень с ушком для подвешивания и мешочек с красной краской для подкрашивания волос и бровей. Судя по этим находкам, эдиганские женщины расчесывали волосы, подкрашивали брови. В других курганах Усть-Эдига- на найдены бронзовые китайские и сарматские зеркала. Под халатом, на груди, прослеживаются остатки коричневой шерстяной одежды типа жилета или безрукавки. На ногах нет следов обуви. Трудно сказать, положили ли усопшую в могилу босой, или обувь просто не сохранилась.
Очень интересен головной убор погребенной. Это сферический колпак из черного войлока. По краю шапки обшивка из полоски светло-зеленого шелка. На темени к войлочной основе прикреплена вертикальная деревянная пластина, обитая золотой фольгой с орнаментом из вписанных треугольников и ломаных линий. Поверх головного убора наброшена накидка из тонкого светло-желтого шелка. В набор головных и шейных украшений входили золотые серьги, фалар (крупная бляха), полусферические бляшки, ожерелье из халцедоновых, стеклянных и пастовых бус.
Надо полагать, что при погребении умершая была одета в соответствии с ее положением в одежду с богатым набором украшений. Но это было не специальное траурное одеяние, а бытовая одежда. Об этом говорит соответствие многих деталей костюма эдиганской мумии повседневной женской одежде кочевых народов. Особое значение мог иметь только помпезный головной убор с золотой пластиной на теменном гребне. В курганах Усть-Эдигана такие пластины встречались дважды. В предшествующее, скифское время на Алтае были распространены головные уборы с гребнями иных форм.
В могилу был помещен стандартный набор заупокойной пищи. В широкой деревянной чаше с ручкой сохранились позвонки барана с высохшим на них мясом. Это два последних курдючных позвонка с наиболее жирным и, вероятно, наиболее почетным куском бараньего мяса. Во всех могилах Усть-Эдигана были положены именно эти, реже хвостовые, позвонки барана. На борту чаши находился сильно корродированный железный нож с деревянной рукоятью. Судя по всему, древние кочевники Алтая ели мясо руками, по-монгольски, отрезая кусок ножом у рта. Впрочем, рядом с чашей лежала тонкая, Заостренная с двух сторон деревянная палочка, которая могла использоваться вместо вилки. В глиняном сосуде, видимо, находилась молочная пища вроде кумыса или айрана, а рядом была маленькая, прошитая кожаная чашка. Вся утварь, несомненно, использовалась в повседневном быту.
Особенности могильника Усть-Эдиган характеризуют культуру кочевого населения Алтая в первые века нашей эры. Эта культура, вне сомнения, происходит от предшествующей пазырыкской культуры скифского времени, но она испытала на себе сильное влияние хуннской и сарматской культур. Анализ антропологических материалов, проведенный А.Р.Кимом, показал, что это было европеоидное население, родственное ираноязычным кочевникам евразийских степей: скифам, сарматам, сакам, массагетам.
Уникальные находки — большая удача для археолога. Однако в современных условиях сохранить предметы, пролежавшие две тысячи лет, — огромная проблема. За годы, прошедшие со времени раскопок, ничего не удалось сделать для их консервации и реставрации. Отказались реставраторы Эрмитажа. Не удалось привлечь специалистов Исторического музея. Ознакомились с находками японские ученые, но до совместных работ дело пока не дошло. Недаром у сибирских археологов сложилась поговорка, что находки должны пролежать в лаборатории не меньше, чем в земле, прежде чем дело дойдет до реставрации. Находки, которые могли бы украсить не одну выставку, по-прежнему во власти времени.
© Ю. С. Худяков