Решение о строительстве метрополитена в Москве было принято в июне 1931 года. 15 мая 1935 было торжественно открыто движение на Сокольнической линии. В то время поезда состояли из четырех вагонов, а маршруты движения были проложены от «Сокольников» до «Парка Культуры» с ответвлением от станции «Охотный ряд» до станции «Смоленская». Это ответвление впоследствии превратилось в самостоятельную Арбатско-Покровскую линию. Кстати, самое первое метро находится в Лондоне, оно на семьдесят два года старше нашего и было открыто в 1863 году. Московское метро – одно из самых загруженных. В будние дни оно перевозит около девяти миллионов человек.
Название станций и информация для пассажиров читаются в вагонах метро мужским или женским голосом. При этом в составах, следующих в сторону центра, будет звучать мужской голос, а в противоположную – женский. Это делается специально, для лучшего ориентирования пассажиров. Самое точное время показывают часы, установленные в метро. Их ход каждый час корректируется импульсом со спутника, который передает с орбиты точное астрономическое время. Это необходимо для расчета графика движения поездов, как диспетчерской службой, так и машинистами. Некоторые телеканалы, планируя эфирную сетку, сверяют время со временем на часах московского метро. Самая глубокая станция московского метрополитена – «Парк Победы». Ее глубина составляет восемьдесят четыре метра, а станция расположенная ближе всего к поверхности земли – «Печатники»: она находится на глубине всего в пять метров. Знаменитая «станция-призрак» московского метро находится на перегоне между станциями «Щукинская» и «Тушинская». Она была построена в 1975 году как перспективная. Предполагалось, что станция будет обслуживать жителей района, который хотели разместить на территории Тушинского аэродрома. В апреле 2013 года станцию расконсервировали и подготовили к достройке. Недавно она открылась под названием «Спартак».
Станция «Маяковская» – самая звучная из всех московских станций. Ее проект был удостоен Гран-при на международной выставке в Нью-Йорке в 1938 году. Во время Великой Отечественной войны она использовалась как бомбоубежище, в зале станции выступал Иосиф Сталин, с речью, обращенной к советскому народу, которую транслировали по радио. В пилоны станции, вмонтированы рифленые полоски нержавеющей стали, образующие что-то наподобие продольных и поперечных блестящих арок. Любопытно, что если на расстоянии десяти сантиметров от этой стальной конструкции произнести какое-нибудь слово, то с другой ее стороны слово будет отчетливо слышно. Есть в Москве станция с нехарактерным для мегаполиса названием – «Полянка». Название станции было дано по расположенным сверху улицам Большой и Малой Полянке. Ещё в начале XVII века улица Большая Полянка доходила лишь до Старомонетного переулка, а дальше было «всполье» – окраина поля, по которому шла большая дорога в Серпухов. Сегодня улица Большая Полянка тянется от Малого Каменного моста до Серпуховской площади, а ее сестра, Малая Полянка, больше походит на тихий переулок, чем на улицу. Зато она запомнила таких знаменитых жильцов, как критик Аполлон Григорьев, поэт Афанасий Фет и историк Василий Ключевский.
Третьи пути на станциях московского метрополитена «Партизанская» или «Полежаевская» вопреки появившемуся уже довольно давно расхожему мнению не имеют никакого отношения к правительственному «Метро-2». На станции «Партизанской» третий путь рассчитывался как резервный в случае повышения пассажиропотока во время соревнований и матчей на стадионе «Вымпел». А от станции «Полежаевской» предполагалось сделать линию в Серебряный бор, для чего была устроена дополнительная платформа. Кстати, термин «Метро-2» впервые использовал писатель Владимир Гоник в романе «Преисподняя» в 1992 году. В час ночи в московском метро закрываются переходы и двери вестибюлей на вход, но поезда продолжают следовать по своим маршрутам. После отправления составов в электродепо и расстановки их на ночной отстой – примерно в два часа ночи – снимается напряжение с контактного рельса. После этого рабочие получают доступ в тоннель. За три часа им нужно проверить и подготовить московский метрополитен к началу движения. Не позднее 5:15 утра рабочие должны сообщить дежурному мастеру о том, что они покинули тоннель. После этого звучит специальный предупреждающий сигнал, и напряжение на контактный рельс подается вновь.
Каждый, кто ездил в московском метро замечал, что эскалаторный поручень движется чуть быстрее самого эскалатора. Дело в том, что поручень приводится в движение специальным блоком – большим вращающимся колесом. От трения поручня колесо постепенно стирается, поэтому заводом-изготовителем диаметр вращающегося колеса рассчитывается на два процента больше теоретического диаметра. В результате, поручни обгоняют эскалатор. Если поручень и эскалатор движутся синхронно, значит этот сложный механизм уже наполовину исчерпал свой ресурс, а если эскалатор обгоняет поручень, это знак того, что машину пора останавливать на капремонт. Подземные вестибюли станций московского метрополитена не имеют никаких специальных обогревательных элементов. Плюсовая температура в зимнее время поддерживается нагревом воздуха двигателями электропоездов и… теплоотдачей пассажиропотока. Получается, пассажиры сами обогревают московское метро. Но тут, конечно, нельзя забывать, что во всех закрытых подземных полостях, в том числе и в природных пещерах, температура воздуха круглый год держится на отметке десять-одиннадцать градусов Цельсия выше нуля, поэтому если пассажиры и подогревают московское метро, то очень незначительно.
© Даниил Давыдов