До XVIII века на месте современной площади Красных ворот, проходил вал, и местность была слабо заселена. В 1634 году существовал пролом в Земляном валу на современную Басманную улицу, тогда еще занятую огородами Басманной слободы. С внутренней стороны вала к пролому подходила дворцовая Огородная слобода, в которой с конца XVII века стояла церковь Трех святителей в Огородниках. С внешней стороны вала примыкала Басманная слобода.
До середины XVIII века ворота назывались Триумфальными, и только с этого времени за ними закрепилось другое название – «Красные ворота», возможно, потому, что движение от центра города в Красное село прошло уже по этому пути. В 1820-х годах Земляной вал снесли. Площадь перед Красными воротами со стороны города была застроена и образовала современный Мясницкий проезд и квартал между ним и Мясницкой улицей, а вокруг Триумфальных ворот появилась современная площадь.
Во второй половине XIX века в бывшем Запасном дворце (двор для хранения дворцовых запасов хлеба) на углу площади и Новой Басманной улицы разместился Дворянский женский институт, для него в 1900-х годах здание было надстроено третьим этажом. В 1934 году здание было заново оформлено для Министерства путей сообщения. В 1928 году снесли церковь Трех святителей, а в 1934 году возле этого места построили станцию метро «Красные ворота». На площади на углу Садовой-Спасской и с, была построена по проекту архитекторов А.Н. Душкина и Б.С. Мезенцева одна из семи так называемых «сталинских высоток». Центральную часть (24 этажа) в советское время занимало Министерство транспортного строительства, в наши дни там разместилась «Корпорация Трасстрой». Боковые корпуса –жилые, один 15 этажный, другой в 11 этажей. Район: Центральный, Басманный. Близлежащие метро: Красные ворота.
© По материалам книги Аверьянова К.А. «История московских районов»