В 2014 году московский электрический трамвай отметил очередной юбилей: сто пятнадцать лет с момента появления на городских улицах. Привычным нам электрическим вагонам предшествовали так называемые конно-железнодорожные вагоны или попросту конки и даже паровые трамваи. Первый электрический трамвай прошел в 1899 году по маршруту Петровский парк – Бутырская застава, положив начало массовой электрификации и реконструкции линий. Само же слово «трамвай» появилось благодаря совмещению английских слов «tram», что переводится как «тележка» и «way», означающего «путь». К Октябрьской революции 1917 года протяженность трамвайных путей в Москве составляла около трехсот километров.
Троллейбус – один из самых молодых видов транспорта. Первоначально московский троллейбус задумывался как пригородный. Самый протяженный троллейбусный маршрут планировали запустить до поселка Губайлово (сегодня это район подмосковного Красногорска). Однако открытая в 1933 году первая линия прошла по Ленинградскому шоссе от площади Тверской Заставы до моста Окружной железной дороги. Примечательно, что двухпутный участок трамвайной линии пролегал только от Тверской заставы до стадиона «Динамо», а дальше линия продолжалась однопутным участком. То есть при встрече на маршруте один троллейбус пропускал другой, освобождая при этом контактную сеть.
В 1937 году Советский Союз закупил в Англии двухэтажный троллейбус. Вскоре ярославский троллейбусный завод собрал десять аналогичных двухэтажных машин. Для этих троллейбусов на городских маршрутах контактная сеть была поднята на метр. Это значительно понизило маневренность одноэтажных моделей, поэтому двухэтажные машины вскоре были сняты с линий. А во время Великой Отечественной войны Вторым троллейбусным парком был сконструирован грузовой троллейбус, получивший название «троллейкар». Благодаря дополнительному двигателю «троллейкары» могли подвозить грузы к предприятиям расположенным на значительном удалении от контактной сети.
Первый в Москве регулярный автобусный маршрут был запущен 8 августа 1924 года. Он связал Каланчевскую площадь с площадью Тверской Заставы. Автобус пришел на помощь невероятно загруженному московскому трамваю. Необходимо отметить, что частные автобусные перевозки были организованы еще в 1907 году графом Александром Шереметевым. Машины (восьмиместный «Даймлер» и двенадцатиместный шарабан NAG) курсировали в летнее время между популярными дачными местами: Марьиной рощей и Останкиным. В 1924 году на автобусной линии в Москве работали английские машины «Leyland Bus», которые были способны перевозить только по двадцать восемь пассажиров.
«Вчера в Москве появился первый извозчик на автомобиле. Какой-то шофер привесил к своему небольшому «Oldsmobile» плакат «Извозчик. Такса по соглашению», – писала газета «Голос Москвы» 2 сентября 1907 года. С этих слов началась история московского таксомотора. Кстати, слово «таксомотор» впервые употребил в 1911 году петербуржский предприниматель и автовладелец Самуил Фриде. Так он назвал принадлежавшие ему автомобили с установленными в них счетчиками оплаты проезда. Впоследствии «таксомотор» сократился до привычного нам «такси». В годы НЭПа бизнес прокатных автомобилей достиг небывалых высот. С 1934 года в Москве действовала диспетчерская служба заказа такси по телефону.
Словосочетание «речной трамвай» давно уже ассоциируется с отдыхом на воде и развлечениями. Однако задумывался этот вид транспорта в 1923 году как маршрутный. Теплоходы, имеющие небольшую осадку, могли причалить к берегу даже на мелководье, поэтому такой вид водного транспорта был чрезвычайно востребован. В 1933 году появилось Московское пригородное пароходство, флот которого состоял из семидесяти катеров, бравших на борт от сорока до сотни пассажиров. Кроме тихоходных речных трамваев с 1960-х годов для междугородних перевозок применялись суда на подводных крыльях. В Москве это были теплоходы «Ракета», способные развивать скорость до семидесяти километров в час.
Самому молодому московскому транспорту – монорельсу – в 2014 году исполнилось лишь десять лет. У монорельсовых дорог существует немало преимуществ: поднятая на эстакаду линия не ограничивает движения других видов транспорта, является бесшумной и безопасной для пешеходов. Строительство монорельсовой дороги обходится городу значительно дешевле, чем аналогичный по протяженности участок метрополитена. Нам кажется, что монорельс – это транспорт будущего, но он был изобретен еще в 1820 году Иваном Эльмановым в подмосковном селе Мячково. Тогда по закрепленному на столбах деревянному рельсу передвигались вагонетки, приводимые в движение конной тягой.
© Даниил Давыдов