Об этом острове всерьез заговорили как о реальной угрозе мореплаванию после гибели возле него контр-адмирала ВМС США Джона Уолтера Уилкокса, которого в 1942 году во время штормовой погоды смыло с палубы военного корабля, все попытки отыскать его в бушующем море результатов не дали. Американский корабль находился недалеко от коварного острова Сейбл, который со времен Средневековья моряки называли «кладбищем Атлантики».
В 1598 году французский король Генрих IV предложил своему поверенному маркизу де ля Рош начать активную колонизацию Канады. Но добровольно ехать туда никто не хотел. Тогда король посоветовал набрать в тюрьмах Парижа уголовников и отвезти их за море, сделав первыми поселенцами.
До Канады судно не дошло, оно потерпело крушение у острова Сейбл. Преступникам удалось выбраться на берег, на шлюпках они спасли провиант и несколько коров. Правда, из 50 спасшихся человек выжили только 11. Новоиспеченные колонисты страдали от непогоды и постоянно враждовали друг с другом.
В 1733 году возле острова разбилось английское судно, на котором в Америку везли стадо шотландских пони. Корабль полностью развалился, вся команда погибла, а пони выбрались на берег, с того времени они стали новыми обитателями острова. Но особый интерес к острову проявили ученые после гибели американского контрадмирала. Как опытный моряк мог оказаться за бортом крупнейшего военного судна?
За короткое время гидрогеологи установили, что остров Сейбл действительно необычный, он мигрирует, «путешествует» в океане. Это не шутка. За один год, как было установлено, Сейбл перемещается к востоку на 200 м! Он удаляется от одного континента и приближается к другому! Какие силы двигают его, почему его не поглотит океан?
Открытие миграции Сейбла очень удивило ученых. Такого явления они еще не встречали. Что могло обусловить передвижение огромной миллионнотонной массы песка, земли в северных широтах? Начали изучать климат и течения. Выяснилось, что над островом всегда ненастная погода — дожди, туманы. Только в июле утихают ветра, снижаются волны.
Ученые обнаружили, что остров — это плоская вершина подводной горы. Гора же опирается на одну из гигантских тектонических плит, из которых, как из кусков мозаики, состоит вся наша планета. Скорость движения Сейбла заинтересовала специалистов еще потому, что он не только дрейфует вместе с тектонической плитой, но и обгоняет ее.
За последние 200 лет остров продвинулся к востоку на 18 км. Однако опасность для судов представляет не сам остров, а близко расположенные к нему невидимые мели и рифы. Причем увидеть их практически невозможно, они сливаются с цветом воды, а если волны поднимаются выше метра, то Сейбл становится невидим. В этом и состоит его опасность. Впередсмотрящие при легком волнении моря не могут разглядеть незаметные и опасные для судов подводные и надводные препятствия. К тому же песок Сейбла обладает еще удивительными свойствами, он то поднимается из глубин, образуя наносы, то исчезает.
В тот день, 27 марта 1942 года, флагманский линкор «Вашингтон», боевое судно водоизмещением свыше 37 тысяч тонн при мощности двигателей 121 тысяча лошадиных сил, двигался со скоростью 18 узлов, хотя он мог развить и 28. Корабль в составе американской боевой эскадры сопровождал арктический торговый конвой. Он был весь бронирован, толщина главной палубы составляла 128 мм. Никакие волны не могли нанести ему повреждения. Его главное вооружение — девять 406-мм орудий в трех возвышенных башнях. Для того времени это был надежный морской гигант, не боявшийся ни бурь, ни ветров, ни нападений фашистских судов и самолетов.
Но возле острова Сейбл начался шторм. Капитан Бенсон приказал команде на палубу не выходить. Ветер крепчал, волны порой перекатывали через корму. Контр-адмиралу Уилкоксу (1882-1942) необходимо было проверить готовность артиллерийских установок. Он вышел из своей каюты и спустился на главную палубу. Внезапно обрушившаяся волна смыла адмирала.
Исчезновение командира эскадры заметил молодой моряк и подал сигнал тревоги. Адмирала на мгновение увидели в волнах, он пытался бороться… потом исчез. К его поиску подключились авианосец, крейсеры, эсминцы. Никаких следов. С авианосца взлетел пикировщик «Уосп», но вскоре и с ним была потеряна связь… Он тоже канул в пучину. Моряки были уверены, что виновник гибели американского адмирала и самолета — проклятый остров Сейбл, от которого надо держаться подальше, он источник кораблекрушений и смертей.
Известного американского изобретателя телефона, миллионера и бизнесмена шотландского происхождения Александра Белла взволновало появившееся в прессе сообщение о том, что 4 июля 1898 года в море, рядом с островом Сейбл, французский лайнер «Ла Бургонь» с 725 пассажирами на борту (среди них был русский борец Юсупов) столкнулся в тумане с английским парусником «Кромантишир». Люди предпринимают все меры, чтобы спастись, но этот пустынный остров не предназначен для жизни…
Белл, недолго думая, решил помочь несчастным. На свои средства он собрал спасательную экспедицию и тотчас отплыл в направлении Сейбла. Он причалил к берегу и ожидал увидеть людей, радующихся его прибытию. Увы, ничего подобного. Ни одной души он не встретил. Кругом нагромождение песка. Он еще больше удивился, когда, обследовав остров, не обнаружил на нем следов присутствия спасшихся. Естественно, Белл предположил, что их забрало другое судно. Увы, снова нет. Лишь позднее он узнал, что подавляющее большинство пассажиров и членов команды «Ла Бургонь» погибли в водах Атлантики. Спаслись единицы. Их подобрал английский парусник.
Белл оставался на острове в течение нескольких недель. И неожиданно сам оказался свидетелем коварного характера этого жуткого песочного нагромождения в океане, которое, как он убедился, не подчиняется никаким законам природы.
Ожидая пароход, Белл увидел разыгравшуюся на море трагедию — американский четырехмачтовый барк «Крофтон Холл» сел на мель. Судно не могло сдвинуться с места. Вскоре корпус его треснул, и пески поглотили парусник.
Скорее всего, древние римляне. Но никаких данных они не оставили. Можно предположить, что римляне плыли в поисках новых земель и нашли свою погибель — попали в песчаную ловушку этого острова. Норвежцы считают, что первооткрывателями были их предки викинги, плававшие на широких посудинах под парусами и с веслами. Они вполне могли добраться до этого острова, так как еще до Колумба (1492) плавали в Северную Америку. Но, опять-таки, никаких подтверждений этому нет.
Французы уверены, что первыми на остров приплыли рыбаки Нормандии и Бретани. Они были опытными мореходами, ничуть не хуже викингов, и в XVI веке промышляли рыбу у Ньюфаундлендских островов. Их мнение оспаривают англичане, которые утверждают, что именно английские китоботы заплывали в северные широты и вполне могли посетить остров Сейбл и дать ему имя. Но «сейбл» по-английски «соболь», а по-французски «песок». Так что, скорее всего первыми на нем уже в наше время побывали французы. Может быть, его так назвали французы-каторжане?
Остров продолжает жить, он находится на пути оживленной трассы, мимо ежедневно проходят сотни торговых судов из разных стран мира. Но он уже не страшен для капитанов. Хотя каждый из них наверняка знает его историю. Капитаны современных судов своевременно получают сведения о движении в этом районе, к тому же на острове есть радиомаяки, которые круглосуточно сообщают свои координаты.
На острове посменно трудятся около 20 человек с семьями. Это ученые и специалисты, они следят за погодой, изучают течения и обслуживают различные подразделения. На острове действует электростанция — она работает от дизель-генератора. Есть различные мастерские и даже гостиница для… потерпевших кораблекрушение.
Все жители острова одновременно являются спасателями, они обязаны оказывать всю необходимую помощь людям, терпящим бедствие в море. У них есть моторы, непотопляемые вельботы и прочее оборудование. Но капитаны судов и моряки, которые знают об этом, все равно стараются держаться от острова Сейбл подальше.
Остров является заповедником, поэтому его посещение невозможно без специального разрешения.
Адрес
остров Сейбл, провинция Новая Шотландия, Канада